Идеологема
Идеологема
Ідеологема. Ideologema. Образ индивида, группы, процесса, явления и прочее, составляющий внутреннее содержание сообщения. Как правило, И. как содержательная единица сообщений в средствах массовых коммуникаций (информации, сплетнях, слухах, анекдотах и т. д.) скрыта в их контексте и не рассчитанна на рациональное осмысление, но предполагает необходимость обеспечения корректировки или полной трансформации и замещения ценностных ориентаций слушателей (читателей и т. д.). И., трансформируя или замещая ценности и ценностные ориентации, воздействует на настроения и социальное поведение. И. сходна с мифологемами, распространяемыми в современных социальных мифологиях своим функциональным предназначением, но отличается от них по форме, а именно тем, что выражается в форме в определенной степени доказанных и обоснованных идей и понятий, но и И., и мифологема целенаправленно, профессионально и методически культивируются, внедряются в массовое сознание, частотой звучания. Именно частота употребления обеспечивает эффективность влияния И., превращает их в привычные (и поэтому как бы не требующие дополнительных разъяснений и специального познания их смысла). И. следует отличать от идеи, потому что идея – это некоторый проект действий, т. е. требует осознания ее практического содержания и предполагает, в этом случае, сознательное действие. См. также Мифологема, Религиогема, Сознательное действие и Сознательности принцип.