Идеологическая функция искусства
Идеологическая функция искусства
(от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. functio – совершение, исполнение, служебная обязанность). Ідеологічна функція мистецтва. Ideological function of art. 1. Намерение при помощи средств, имеющихся в распоряжении различных видов искусства, формировать определенные массовые представления о прекрасном и безобразном и, как следствие, косвенно влиять на социальные процессы, поведение индивидов или групп. 2. Согласно Франкфуртской школе – идеологическая функция не только искусства, но и культуры в целом, реализуется с помощью культурной индустрии (Kulturindustrie), направленной на распространение единых форм жизни, которые должны скрывать реальные социальные различия между людьми, не позволяя им себя выразить. 3. Согласно Бирмингемской школе в социологии культуры, а точнее, С. Холлу (Stuart Hall), Р. Хоггарду (Richard Hoggaard) и Р. Уильямсу (Вильямс – Raymond Willams) идеологическая функция искусства и культуры в целом обеспечивается культурной индустрией, как полем борьбы за массовую культуру, что невозможно обеспечить без языка и символизации. Стюарт Холл показал, что индивиды, вступая в символическую интеграцию со своей эпохой, изобретают свои собственные идентичности. А это значит, что функционирование массовой культуры в обществе не решает проблему негативных последствий для различных социальных групп существующих в обществе социальных структур. Иными словами, контроль маскультурных процессов – лучшее средство социального контроля. См. также Идиоматизация и Избирательное чтение.