ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
Идеологический аппарат государства
(от греч. idea – мысль, образ и logos – учение, слово и лат. apparatus – оборудование). Ідеологічний апарат держави. Ideological state apparatus. Согласно Л. Альтюссеру (Loius Althusser) – средство обеспечения социального и культурного господства для класса капиталистов. Сюда включаются религия и образование как социальные институты, средства коммуникации, семья, профсоюзы, политические партии и т. д., в функцию которых входит духовное инкорпорирование всех классов и слоев в существующую социальную систему (т. е. превращение их в сторонников господствующей буржуазной идеологии). Репрессивные государственные органы при этом служат как бы резервным инструментом в силу их неиделогичности. Они начинают “работать” в “нужном” плане только в случае крайней необходимости для буржуа. См. также Инкорпорация.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ГОСУДАРСТВА
IDEOLOGICAL STATE APPARATUS) Термин, ставший широко известным благодаря Л. Альтюссеру, обозначает одно из средств, с помощью которых обеспечивается господство капиталистического класса. Функцией идеологических аппаратов государства, в числе которых — религиозные институты, институты образования, средства коммуникации, семья и даже профсоюзы и политические партии, является инкорпорация всех классов в обществе в рамках господствующей идеологии. Гегемония господствующих классов может обеспечиваться также репрессивными аппаратами государства, которые действуют скорее посредством силы, а не идеологии. Баланс между идеологическими и репрессивными аппаратами государства зависит от конкретного общества. Использование понятия идеологического аппарата государства критиковалось за то, что оно способствует преувеличению влияния идеологии в обеспечении согласия в обществе. См. также: Господствующей идеологии тезис; Гражданское общество; Грамши. Лит.: Abercrombie (1980)
Источник: Социологический словарь
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ ГОСУДАРСТВА
понятие неклассической философии (прежде всего неомарксизма - ), фиксирующее в своем содержании инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. Наибольшее развитие понятие "И.А.Г." получило в работе Альтюссера "Идеология и идеологические аппараты государства". Альтюссер выделяет следующие "И.А.Г.": религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (политические системы, включая различные партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).
По Альтюссеру, "И.А.Г." отличается от "Репрессивного Государственного Аппарата" тем, что в то время, как существует один репрессивный аппарат, имеется множество И.А.Г.; другим моментом различия является то, что объединенный репрессивный аппарат является полностью общественным достоянием, а большая часть И.А.Г., напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует "посредством насилия", а идеологические аппараты - "посредством идеологии". также: Альтюссер, Идеология.
Е.П. Коротченко
По Альтюссеру, "И.А.Г." отличается от "Репрессивного Государственного Аппарата" тем, что в то время, как существует один репрессивный аппарат, имеется множество И.А.Г.; другим моментом различия является то, что объединенный репрессивный аппарат является полностью общественным достоянием, а большая часть И.А.Г., напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует "посредством насилия", а идеологические аппараты - "посредством идеологии". также: Альтюссер, Идеология.
Е.П. Коротченко
Источник: Социология: энциклопедия