ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕТОД ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ
англ. method, idiographic; нем. Methode, idiographische. В истор. науках - индивидуализирующий метод, заключающийся в описании объекта в его неповторимой уникальности, интерпретирующий истор. факты на основе их отнесения к той или иной ценности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Идиографический метод
понятие, используемое для описания методов исследования индивидуальных, уникальных явлений, событий, предметов, субъектов. В противоположность ему номотетический метод предполагает выявление закономерностей явлений, процессов, состоящих из совокупности индивидуальных случаев.

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
idiographic method) - метод исследования, связанный скорее с индивидуальным или уникальным опытом, чем с общим. Поэтому он противоположен номотетинескому подходу. См. Идиографический; Дильтей; Риккерт. Ср. Этнометодология; Значимые понимание и объяснение.

Источник: Большой толковый социологический словарь

МЕТОД ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ
от греч idios - особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и grapho - пишу) - способ познания, целью к-рого является изображение объекта в его единственности и неповторимости, как единого уникального целого. В качестве логически фундированного теоретич. понятия понятие М.и. развито гл. обр. Г. Риккертом. В рамках неокантианской методологии М.и. представляет собой один из ее логич. полюсов, другой - представлен методом номотетическим (см.), причем в реальном исследовании предполагается сосуществование обоих методов при доминировании одного из них. Хотя оба метода применимы как в математич. естествознании, так и в историч. науках (к к-рым неокантианцы относят не только большинство гуманитарных наук, но и часть естественных), М.и. доминирует именно в историч. науках, под к-рыми понимаются науки о возникновении принципиально нового, как в природе, так и в об-ве. Главную особенность М.и. Риккерт связывает с целью всякого историч. знания, к-рой он считает постижение, уникальности и целостности объекта исследования. Речь идет об индивидуальности объекта, взятого именно в целом, а не в его частях, поскольку целое не совпадает с суммой индивидуальностей его частей. Воспроизводя индивидуальное целое, М.и. нуждается, следовательно, и в услугах противоположного, генерализующего метода, но лишь как подчиненного. Рез-ты же исследования с помощью М.и. могут и должны описываться в понятиях, имеющих индивидуальное содержание, а не всеобщее, какое дает применение генерализующего метода. В противоположность иррационалистам Риккерт подчеркивает рациональный характер процедуры исследования, осуществляемой с помощью М.и. Индивидуальное, уникальное исторически однократное для него - это то, что вполне постижимо логич. средствами, к-рые и объединяются под эгидой М.и., так что здесь нет необходимости апеллировать ни к иррациональной интуиции, ни к "вчувствованию", ни к "вживанию" и т.д. Подчеркивая рационально-логич. характер процедуры, осуществляемой в рамках М.и. Г. Риккерт дает понять, что этот метод в такой же мере отвечает требованию научности, как и метод генерализующий, ориентированный на выдедение общего и повторяющегося, а не индивидуального и однократного. Он утверждает, что цель его учения о М.и. - обосновать научн. статус историч. наук и тем самым опровергнуть мысль противоположности науки и истории. Общезначимость индивидуализирующего понятия, являющегося основной целью М.и., обеспечивается тем, что оно отнесено к той или иной ценности к-рой получает удостоверение собственной общезначимости (и объективности). Индивидуальный объект, выделенный среди бесконечного множества других и превращенный таким образом в предмет мыслительной обработки, получает свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности и неповторимости, лишь потому что он выбран именно в свете общезначимых ценностей как имеющий определенный смысл. Индивидуальность, воссоздаваемая на основе М.я. совершенно иная, чем та, к-рой она отмечена в "эмпирич. действительности", взятой до ее мыслительной обработки в свете определенных ценностей. Хотя Г. Риккерт подчеркивал, что, во-первых, М.и. и генерализующий метод различаются лишь по своей логич. структуре, а в реальном исследовании они всегда сплетены друг с другом и, во-вторых, оба эти метода находят свое применение как в естественных, так и в гуманитарных науках, его концепция была использована для решительного противопоставления естественно-науч. и гуманитарного знания, т. е. в целях, к-рые принципиально отличались от его собственных. Концепция М.и., имеющая чисто логич. природу, была объединена в ряде случаев с концепцией "понимание" В. Дильтея. разработанной в рез-те содержательного, предметного противопоставления "наук о духе", имеющих дело с "духовно структурируемой" реальностью, естественным наукам, имеющим дело с "внешней" природой. Лит.: Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: логическое введение в историке науки. СПб., 1903; его же. Философия истории. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М.: 1961. Ю.Н. Давыдов.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
(от греч. idios — особенный, своеобразный, странный, необычный, неслыханный и grapho — пишу) — способ познания, целью к-рого явл. изображение объекта как единого уникального целого. Логико-теоретическое обоснование И. м. получил у неокантианцев баденской школы неокантианства, гл. обр. у Риккерта [1], [2]. В рамках неокантианской методологии И. м.— один из логических полюсов, второй представлен номотетическим, или генерализующим, методом, причем в реальном исследовании предполагается сосуществование обоих методов при доминировании одного из них. Хотя, по Риккерту, оба эти метода применимы как в математическом естествознании, так и в исторических науках, И. м. доминирует именно в исторических науках, под к-рыми понимаются науки о возникновении принципиально нового как в природе, так и в об-ве.
Главную особенность И. м. неокантианцы баденской школы видят в постижении индивидуального в его однократности, уникальности и неповторимости. Речь идет об индивидуальности объекта, взятого именно в его целостности, а не в его частях, поскольку целое не совпадает с суммой его частей. Рез-ты исследования, осуществляемого с помощью И. м., могут и должны резюмироваться в понятиях, имеющих индивидуальное, а не всеобщее содержание, какое дает применение генерализующего метода. В противоположность иррационалистам баденцы подчеркивают рациональный характер процедуры исследования, осуществляемой с помощью И. м.: индивидуальное, уникальное, исторически однократное вполне постижимо логическими средствами (к-рые и объединяются под эгидой И. м., так что здесь нет необходимости апеллировать ни к иррациональной интуиции, ни к «вчувствованию», ни к «вживанию» и т. д.). Особо акцентируется необходимость в установлении причинных связей, сопрягающих в рамках уникального и неповторимого единства целое и его части. Утверждая, что апелляция к причинности не только не противоречит общетеоретическим предпосылкам И. м., но выражает их существо, Риккерт пишет: «Причинные связи, если они вообще обладают эмпирической реальностью, суть части индивидуальной действительности, ибо кроме индивидуальной эмпирической действительности нет никакой другой действительности» [2, 39]. Подчеркивая рационально-логический характер осуществляемого в рамках И. м. исследования, Риккерт дает понять, что этот метод в такой же мере отвечает требованию научности, как и метод генерализующий. Он утверждает, что цель его учения об И. м.— обосновать научный статус исторических наук, а тем самым опровергнуть «мысль о противоположности науки и истории» [1, 11], к-рая дает основание таким авторам, как, напр., Лампрехт и Теннис, считать, что история «не есть настоящая наука» [2, 10].
Однако для того, чтобы доказать научность исследований, руководствующихся И. м., недостаточно обосновать внутр. необходимость исследуемого объекта как данного «индивидуального целого», причинным образом связанного со своими частями. Для этого нужно также доказать и общезначимость выделяемого т. обр. уникально-неповторимого единства. Это доказательство осуществляется Риккертом с помощью понятия отнесения к ценности. Если общезначимость (а следовательно, и объективность) понятий, вырабатываемых с помощью генерализующего метода, обеспечивается тем, что выделяется общее, объединяющее различ. явления, то в рамках И. м. эта общезначимость обеспечивается отнесением к той или иной ценности. Индивидуальный объект, выделенный среди бесконечного множества др. и превращенный т. обр. в предмет осмысления, получает свою общезначимость, не теряя при этом своей уникальности и неповторимости лишь потому, что он выбран именно в свете опред. общезначимых ценностей как имеющий опред. смысл. Индивидуальность, воссоздаваемая на основе И. м.,— совершенно иная, чем та, к-рой она отмечена в «эмпирической действительности», взятой до ее представления в свете опред. ценностей. Как подчеркивает Риккерт, с логической т. зр. чисто теоретическое отнесение к ценности, удостоверяющее общезначимость индивидуального объекта, принципиально отличается от акта оценки, а потому «ничуть не противоречит» научному познанию.
Исследователь, руководствующийся И. м., лишь выясняет в этом теоретическом акте, имеет ли индивидуальность объекта к.-л. значение для ценностей, к к-рым он ее относит, а если имеет, то благодаря чему. Отнесение к ценности позволяет отличить индивидуальность, значимую в данном контексте, от той, что не имеет значения, отделив тем самым существенное от несущественного. Хотя Риккерт подчеркивал, что, во-первых, И. м. и генерализирующий метод различаются лишь по своей логической структуре, а в реальном исследовании всегда сплетены друг с другом и, во-вторых, оба эти метода находят свое применение как в естеств., так и в гуманитарных науках, его концепция была использована для решительного противопоставления естеств.-научного и гуманитарного знаний, т. е. в целях, к-рые принципиально отличались от его собственных.
Концепция И. м., имеющая чисто логическую природу, была объединена в ряде случаев с концепцией «понимания» В. Дильтея, разработанной в рез-те содержательного, предметного противопоставления «наук о духе», включающих «духовно структурируемую» реальность, естеств. наукам, имеющим дело с «внешней» природой (противопоставление, логическую правомерность к-рого неокантианцы решительно отвергали). Отсюда возник целый ряд методологических недоразумений, характерных, напр., для амер. социологии, где рез-ты идиографического исследования рассматривались подчас как следствие «низкого уровня абстракции» [3, 239], в силу чего И. м. представал как «недоразвитый» генерализирующий метод. Реакцией на такую недооценку логических возможностей И. м. оказывалось, как правило, его истолкование в иррационалистическом духе, что означало утверждение его «ненаучности». Все это, однако, не мешало широко использовать этот метод в исторической социологии. Осн. проблемой, к-рую обнажило, но к-рую так и не могло решить неокантианство, была и до сих пор остается в совр. зап. социологии проблема логического перехода от одного метода к др., от исследования общего к исследованию уникального, от изучения повторяющегося к анализу неповторимого, от принципа структуры к принципу развития, предполагающего появление нового. Ю. Н. Давыдов

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Похожие термины:

  • МЕТОД ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ В СОЦИОЛОГИИ

    (от греч. methodos - способ действия, idios - своеобразный и graphö - пишу) - способ социологического исследования, направленный на изучение и описание социальной реальности как уникального целостного образо