ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ИУ)

Найдено 1 определение
ИЕРАРХИЯ УПРАВЛЕНИЯ (ИУ)
от греч. hieros – священный + arhe – власть – принцип строения многоуровневых систем управления. ИУ упорядочивает взаимодействие от высшего к низшему уровню и обратно, обеспечивая при этом структурную и функциональную взаимосвязь между элементами властно-управленческой вертикали. Графически модель ИУ напоминает строение пирамиды, где высший уровень управления – узкая вершина, а низший уровень – широкое основание. Количество уровней управления и деление их по однородным или функциональным группам, зависит от размеров и сложностей организации. Схематично ИУ изображается в виде оргструктуры, где отдельные элементы объединяются в группы и увеличиваются по мере снижения управленческого уровня. Графическими линиями изображается направленность линейного подчинения или функционального взаимодействия. Наиболее полную формулировку принципов ИУ дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии). Иерархическое строение структуры управления позволяет обеспечивать качественное руководство с наилучшим сочетанием ответственности и контроля, при условии роста управленческой компетентности руководителей по мере восхождении от низшего к высшему уровню (мастер – начальник цеха – директор). Управляющее воздействие, идущее от руководителя организации через компетентное, профессиональное исполнение на каждом уровне ИУ, должно завершатся получением конечного результата, определенного для организации, как цель или множество целей (в предметном и интеллектуальном воплощении, таком как материальная продукция, проектное решение и т.п.). Целью иерархического многоуровневого управления является достижение синергетического результата от слаженных действий всех элементов структуры, образующих организацию. Важным результатом качественного распределения ответственности, выполнения профессиональных функций, является эффект самоорганизации, адаптации, развития элементов и групп элементов (бригада, участок, бюро, отдел, управление и т.д ) по вертикали и горизонтали. Примером эффективной управленческой технологии, способствующей самоорганизации, является метод сбалансированной системы показателей Р. Нортона и Д. Каплана. Качественный, согласованный обмен информацией о состоянии всех объектов управления внутри организации, позволяет своевременно принимать решения в направлении устойчивого развития системы в целом. В современных условиях, по мере развития управленческой компетенции субъектов управления, быстром и качественном обмене информацией, появляются признаки автономности, самостоятельности объектов управления (служб, отделов, цехов), которые позволяют преобразовать ИУ из многоуровневого, пирамидального строения в более плоские горизонтальные формы. Пример: вывод ремонтных, проектных, обслуживающих и прочих организаций на систему аутсорсинга, с переводом их за пределы прямого подчинения организации, на систему договорной работы с самостоятельными юридическими лицами. Такие же тенденции наметились в системе муниципального управления, где существенное значение придается развитию органов территориального самоуправления, при сокращении пирамиды административных структур.
Лит.: Нортон Д., Каплан Р. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию. М., 2010. В.М. Ишимов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.