Иерархия
Иерархия
порядок многоуровневого расположения элементов целого от низшего к высшему.
Иерархия
расположение частей или элементов целого в порядке восхождения от низшего к высшему.
ИЕРАРХИЯ
англ. hierarchy; нем. Hierarchie. Система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., полит., лингвистические и т. д.).
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ИЕРАРХИЯ
от греч. hieros - священный и arche - власть) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему, характеризующая различные, многоуровневые системы (соц., политич., лингвистические и т. д.). И. бюрократическая - см. Бюрократия И профессиональная - ранжирование профессий на основе престижа, дохода или других критериев; И. соц. - иерархическая структура характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т.д.
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Иерархия
от гр. hieros - священный и arche - власть) - система последовательного подчинения элементов управления, расположенных в порядке от низшего к высшему, служебная лестница должностей в порядке подчинения. С V по X I X в. этот термин употреблялся лишь для характеристики организации христианской церкви. М. Вебер придал ему более широкое значение, рассматривая в концепции бюрократии иерархию как общественное устройство, для которого характерны безразличность, рациональность, регламентированность. С появлением в X X в. общей теории систем понятие «иерархия» стало применяться при описании любых объектов для характеристики упорядоченности взаимодействия между различными уровнями системы. В социологии иерархия - это центральная концепция стратификации, которой определяется организация социальных позиций в системе подчиненности. Большинство организаций построены иерархически с руководством, а иногда и единственным лицом на вершине командной пирамиды [14, 22, 106].
Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие
ИЕРАРХИЯ
(от греч. крое - священный и аруф - начато, власть) - структурная организация служителей культа религиозного, предполагающая фиксированный порядок взаимодействий между их нижестоящими и вышестоящими категориями. Каждая религия имеет свою традицию И. В одних случаях (например, в православии и католицизме) И. выступает как обособленная от мирян, строго ранжированная и связанная субординацией совокупность посвященных в духовный сан носителей сакральных функций - духовенство. В других (например, в протестантизме) - каждый уровень И. представлен выборной или назначаемой должностью с большей или меньшей автономией священнослужителей. Однако любой И. всегда свойственны вертикальное подчинение, горизонтальная мобильность равнозначных статусов, соблюдение определенных правил (уставов и канонов), функциональная дифференциация должностных категорий, институты контроля, поощрения и наказания. Низшие уровни И. связаны с массивом конкретных и частных явлений религиозной жизни, на высших уровнях всегда принимаются решения, относящиеся к системе в целом. Возможности представителей И. зависят от ее духовного и морального авторитета среди населения (верующих и неверующих), а также от правового и имущественного положения объединений религиозных в государстве и обществе.
Источник: Социология религии. Словарь.
ИЕРАРХИЯ
(греч. hierarhia; hieros — священный и arche — власть) — термин, употребленный в середине 5 в. Псевдо-Дионисием Ареопагитом для характеристики организации христианской церкви; в этом значении употреблялся до середины 19 в. В социологии понятие «И.» претерпело опред. эволюцию. Конт и Спенсер употребляли его гл. обр. для характеристики феод, об-ва. М. Вебер в разработанной им концепции бюрократии рассматривал И. как такое обществ, устройство, для к-рого характерны безличность, рациональность, строжайшая регламентированность, ограниченность ответственности. Функционалистская концепция социальной стратификации {Дюркгейм, Парсонс и др.) существование И. социальных слоев выводит из необходимости обществ, разделения функций между ними. Апология обществ. И. находит свое выражение в теориях элиты (Парето, Маннгейм, Гэлбрейт и др.). С появлением в 20 в. общей теории систем и кибернетики понятие «И.» приобрело общенаучное значение и стало применяться при описании любых системных объектов для характеристики упорядоченных взаимодействий между различ. уровнями системы. В социологии понятие «И.» стало употребляться для характеристики «вертикальной» дифференциации функций между различ. уровнями социального управления.
Вместе с тем наметился опред. возврат к первоначальным, в сущности биологизаторским, концепциям обществ. И. с той разницей, что наличие И. в об-ве теперь не выводится из изначального неравенства людей (как это делали Конт и Спенсер, а задолго до них Платон), а провозглашается вечным атрибутом жизни как таковой. Одна из характеристик живого, по словам К. Гробстейна, состоит в И. структур и функционального контроля. Этот иерархический принцип охватывает все ступени, начиная с атомных и молекулярных явлений и кончая взаимоотношениями в человеческом об-ве. Большинство зап. социол. концепций И. так или иначе направлено против марксистской теории классов. Отрицая монистическое объяснение обществ, явлений, зап. социологи проводят классификацию иерархических слоев об-ва по разным основаниям, чем и объясняется наличие в совр. зап. социологии множества специальных исследований, посвященных И. престижа, И. власти и контроля, И. личностей.
Вместе с тем наметился опред. возврат к первоначальным, в сущности биологизаторским, концепциям обществ. И. с той разницей, что наличие И. в об-ве теперь не выводится из изначального неравенства людей (как это делали Конт и Спенсер, а задолго до них Платон), а провозглашается вечным атрибутом жизни как таковой. Одна из характеристик живого, по словам К. Гробстейна, состоит в И. структур и функционального контроля. Этот иерархический принцип охватывает все ступени, начиная с атомных и молекулярных явлений и кончая взаимоотношениями в человеческом об-ве. Большинство зап. социол. концепций И. так или иначе направлено против марксистской теории классов. Отрицая монистическое объяснение обществ, явлений, зап. социологи проводят классификацию иерархических слоев об-ва по разным основаниям, чем и объясняется наличие в совр. зап. социологии множества специальных исследований, посвященных И. престижа, И. власти и контроля, И. личностей.
ИЕРАРХИЯ
универсальный принцип вертикального строения социальных систем, который проявляется в пирамидальном и многоуровневом строении властных отношений, концентрации власти, властных полномочий и ответственности на верхних этажах управленческой пирамиды (см.: Организация; Принцип единоначалия), а также в централизации, односторонней личной зависимости одного человека от другого (А.И. Пригожин). И. особенно явно выражена в административных (формальных) организациях, где пирамидальный принцип распределения власти и ответственности по вертикали между должностными позициями и подразделениями закреплен в норматив-ных документах (см.: Административные организации; Формальная (официальная) организация).
Роль иерархических формальных структур в обеспечении функционирования организации многообразна, но основная функция И. отмечена еще представителями классической школы, которые указали на рациональность иерархического строения формальной организации и закрепили ее в логике построения организации, именуемой «принципом лестницы» (Дж. Муни и А. Рейли), или принципом координации средствами иерархии (см.: Скалярный принцип строения организаций; Классическая школа организации и управления). Согласно положениям классической школы формирование многоуровневого иерархического строения организации есть результат, с одной стороны, реализации принципа единоначалия, предусматривающего сосредоточение всей полноты контроля за деловыми отношениями в одних руках, а с другой – увеличения численности работников (А. Файоль) и ограничений возможности эффективного внешнего контроля со стороны руководителя (Л. Гьюлик и Л. Урвик) в условиях возрастания числа непосредственно подчиненных ему работников (см.: Принцип единоначалия; Диапазон руководства). Следовательно, возникает необходимость передачи первым руководителем части своих полномочий, ответственности и власти руководителям более низкого уровня, что определяет логику формирования И. (см.: Принцип максимального делегирования полномочий в организации; Власть в организации).
В современных административных организациях иерархическое строение формальной организации сочетается с четким разделением властных полномочий и нормированием власти. Иерархия в формальной организации – это отражение вертикального разделения труда в результате реализации принципа делегирования полномочий и горизонтального разделения труда (см. Разделение труда в организации).
Принципы иерархического строения отношений в административной организации присутствуют и в неформальной структуре организации, где находят свое выражение в феномене неформального лидерства (см. Лидерство в организации). В той или иной форме они свойственны всем типам организаций.
Роль иерархических формальных структур в обеспечении функционирования организации многообразна, но основная функция И. отмечена еще представителями классической школы, которые указали на рациональность иерархического строения формальной организации и закрепили ее в логике построения организации, именуемой «принципом лестницы» (Дж. Муни и А. Рейли), или принципом координации средствами иерархии (см.: Скалярный принцип строения организаций; Классическая школа организации и управления). Согласно положениям классической школы формирование многоуровневого иерархического строения организации есть результат, с одной стороны, реализации принципа единоначалия, предусматривающего сосредоточение всей полноты контроля за деловыми отношениями в одних руках, а с другой – увеличения численности работников (А. Файоль) и ограничений возможности эффективного внешнего контроля со стороны руководителя (Л. Гьюлик и Л. Урвик) в условиях возрастания числа непосредственно подчиненных ему работников (см.: Принцип единоначалия; Диапазон руководства). Следовательно, возникает необходимость передачи первым руководителем части своих полномочий, ответственности и власти руководителям более низкого уровня, что определяет логику формирования И. (см.: Принцип максимального делегирования полномочий в организации; Власть в организации).
В современных административных организациях иерархическое строение формальной организации сочетается с четким разделением властных полномочий и нормированием власти. Иерархия в формальной организации – это отражение вертикального разделения труда в результате реализации принципа делегирования полномочий и горизонтального разделения труда (см. Разделение труда в организации).
Принципы иерархического строения отношений в административной организации присутствуют и в неформальной структуре организации, где находят свое выражение в феномене неформального лидерства (см. Лидерство в организации). В той или иной форме они свойственны всем типам организаций.
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000