ИГРА ДЕЛОВАЯ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Деловая игра
метод коллективной выработки решения проблемы.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ИГРА ДЕЛОВАЯ
имитация совместной деятельности людей, используемая в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Виды И.Д.: управленческие, производственные, экономические, исследовательские, учебные.

Источник: Основные понятия социальной работы. Глоссарий. СПб. 2007.

ИГРА ДЕЛОВАЯ
англ. game, business; нем. Geschafts-spiel. Поиск оптимальных решений в искусственно созданной проблемной ситуации, с использованием таких элементов игры, как распределение по ролям, состязательность, "проигрывание" различных вариантов. Применяется как метод активного обучения, средство тестирования, нахождения более эффективных управленческих решений.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Игра деловая
Форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение И.д. представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные и др.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Деловая игра
метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным и вырабатываемым самими участниками игры правилам. ДИ - это коллективная целенаправленная деятельность учащихся по усвоению дисциплин или разделов с помощью делового имитационного моделирования. В ДИ каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. ДИ применяются в различных областях и с различными целями: в исследовательских и проектных разработках, в учебном процессе, при коллективной выработке решений в реальной управленческой практике и т. д. ДИ применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения. Задача деловых игр - создание среды, облегчающей усвоение студентами знаний и приобретение навыков в ситуациях, близких к реальным. Эта среда позволяет проявить полученные знания, научиться находить источники информации, анализировать экономическую информацию, принимать решения на основе неполной и противоречивой информации [б]; 2) деловая игра, групповое упражнение, направленное на нахождение группой оптимального решения некоторой задачи путем разделения правил поведения, ролей в группе. Выделяют учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные деловые игры. Из них наиболее часто применяются учебные игры, которые позволяют смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. Во время ДИ за участниками наблюдают эксперты, которые фиксируют поведенческие индикаторы каждого кандидата с целью выявления деловых и профессиональных качеств. Часто отождествляют с Case Study. Обычно ДИ проводится в четыре этапа: 1-й - ознакомление участников с целями, задачами и условиями игры; 2-й - инструктаж относительно порядка проведения игры; 3-й - разделение участников на несколько ролевых групп; 4-й - анализ, оценка процесса и результатов игры [11]. Навыки прохождения ДИ можно приобрести только в реальных проектах, для того чтобы потренироваться и оценить свои способности и потенциал развития, можно пройти ДИ в рамках Школы молодого карьериста. Смотрите также Центр оценки.

Источник: Терминологический словарь карьеры. М. МГТУ им. Н.Э. Баумана 2014

ДЕЛОВАЯ ИГРА
целенаправленно сконструированная модель какого-либо реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность. Часто Д.и. называют имитационными.
Основные элементы Д.и.: 1) участники игры, интересы которых разнонаправлены. Их задача — анализ игровой ситуации и принятие решений в соответствии с правилами игры и должностными функциями каждого; 2) игровой конфликт или неопределенность; 3) игровые правила, ограничивающие свободу выбора поведения игроков и направляющие их интересы в соответствии с представлениями авторов игры о моделируемой ситуации; 4) информация, отражающая состояние и движение игровых ресурсов и стимулирующая проявление интересов у игроков.
Виды Д.и.: учебные игры используются в процессе обучения слушателей дополнительного образования, студентов, школьников, а также в организациях для обучения работников, совершенствования их навыков, адаптации к нововведениям; направлены на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков; аттестационные игры используются для проверки квалификации и компетентности сотрудников, для выдвижения их на новую должность, для принятия на работу; результатом игр могут быть изменения в штатном расписании организации, размеры окладов отдельных работников; исследовательские игры применяются для совершенствования существующих или выработки новых принципов деятельности, механизмов управления как на уровне отдельной организации, так и на уровне отрасли, министерства, территории; результатом их являются апробированные или откорректированные организационно-экономические нововведения; производственные игры представляют собой встроенные элементы реального процесса управления, как правило, это игровые методы принятия решений; результатами таких игр могут быть планы распределения ресурсов, а также цены на ресурсы, продукцию как результат соотношения спроса и предложения на смоделированном рынке.
В социально-психологическом тренинге Д.и. рассматривается как метод организации активной работы участников тренинга, направленный на смену их установки, выработку определенных рекомендаций эффективной работы в профессиональной деятельности. Д.и. организована так, что участники, опираясь на свой профессиональный опыт, могут создать новый продукт, который является решением их реальных проблем.
С.А. Потуткова
Лит.: Акмеологические технологии активно-игрового обучения: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Деркача. М.: РАГС, 2009; Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие. М.: Академия, 2008; Попов Е.Б. Деловая игра как образовательная технология для устойчивого развития [Электрон. ресурс] // Устойчивое развитие: наука и практика: Электрон. журнал. 2013. Вып. 2 (11). Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru/wp-content/ uploads/2014/02/03-Popov.pdf

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.

ИГРА ДЕЛОВАЯ
метод имитации совместной деятельности людей, используемый в обучении, принятии решений, проектировании, исследовании. Виды И.д.: управленч. производственные, экономич., исследовательские, учебные. Исторически И.д. связаны с военными играми, служившими для подготовки военных руководителей (шахматы, игры на картах, игры на "ящиках с песком"). Первая И.д. применительно к производственным организациям была проведена в СССР в 1932 г. и называлась "организационно-производственным испытанием". В 1956 г. в США была разработана первая игра с применением ЭВМ, ставшая началом использования имитационных И.д. в промышленности. В 60-70-е гг. развитие И.д. за рубежом пошло по пути усложнения содержания И.д., повышения их научно-технич. уровня, увеличения длительности, усложнения структуры, создания модификаций, увеличения числа участников, использования экстремальных ситуаций. Методич. материалы И.д. широко тиражируются и доступны для всех заинтересованных лиц. В СССР И.д. интенсивно развивались с начала 70-х гг. Создавались научно-методич. центры, лаборатории, кафедры, проводились конференции, школы-семинары. В начале 80-х гг. И.д. перешли в фазу формирования тематич. и учебных комплексов, комплексных систем активных методов обучения, единых программ развития И.д. в масштабах страны. По теоретич. основаниям можно выделить следующие подходы к И.д. Согласно системно-психологич. подходу И.д. примыкает к классу естественных игр (детских, спортивных, салонных) и одновременно является искусствен системой, предназначенной для изучения &, ционирования организации. Группа участ; рассматривается как соц. организм, действующий в экспериментальной ситуации. Игрг этом трактуется как деятельность ("упра имитационные игры"). Семиотич. подход состоит в выделении в И.д. синтаксиса (структуры игрьп семантики (интерпретации игры) и прагматики (разработки и использования игр). Нек-рые ав торы рассматривают игру как средство решения проблем коммуникации. Экономико-математич. подход заключается в акцентировании модельного характера И.д. (И.д. как имитационная модель), математич. аппарата и колич. данных машинных средств обработки информации. Ocoбое внимание при этом уделяется теории имитационных систем, логич. моделированию интеллектуальных процессов, проблеме языков моделирования, рефлексивным процессам и нек-рым др Указанные и др. подходы к И.д. имеют ряд ограничений, вытекающих из теоретико-методо-логич. акцента на их имитационном характере. Так, И.д. ориентированы на рациональные действия участников, ограничены возможностями имитируемых объектов и ситуаций, ориентированы на действия в стандартных ситуациях. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, Ид являются полезным инструментом решения ряда важных хозяйственных и соц. задач. Лит.: Бирштейн М.М. Опыт организационно-производственных испытаний//Легкая пром-сть. 1938, №3; Смолкин A.M. Активные методы обучения при экономической подготовке руководителей производства. М., 1976; Ефимов В.М.. Комаров В.Ф. Введение в управленческие имитационные игры. М., 1980. B.C. Дудченко.

Источник: Российская социологическая энциклопедия