ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

Найдено 1 определение
ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
понятие, широко используемое в тек современных рационалистических теориях организации, в которых организация трактуется как искусственная, неравновесная и конфликтная система. И. О. может быть определена как: 1) механизм согласования и гармонизации противоположных (или, как минимум, несовпадающих) интересов и целей участников совместной деятельности; 2) средство достижения индивидуальных целей участников совместной деятельности (индивидов, профессиональных групп, подразделений).
И. О. осуществляется через взаимные силовые давления и взаимный торг между участниками совместной деятельности. Содержание торга составляют попытки каждого из взаимозависимых партнеров по коалиции изменить правила, регулирующие организационные отношения, в свою пользу, чтобы обеспечить себе преимущества, особые льготы в системе деловых отношений, добиться доступа к дефицитным социальным ресурсам (доступ к власти или информации). Доступ к социальным ресурсам рассматривается как цена, которую зависимые от данного участника совместной деятельности партнеры по организационной коалиции должны заплатить ему за обеспечение их уверенности в выполнении важной для них деловой функции.
Особое место И. О. занимает в конфликтно-игровой концепции организации, в которой она рассматривается как обязательное условие реализации совместной целевой деятельности, нормального функционирования и развития организаций (М. Крозье). Функции И. О. в этой концепции многообразны: обеспечение эквивалентного обмена деятельностями внутри или вне организации: структурирование власти в процессе совместной деятельности; предоставление участникам совместной деятельности доступа к информации; обеспечение сфер свободы для субъектов взаимодействия в рамках изначальных организационных ограничений; стимулирование активности и изобретательности участников совместной деятельности для достижения общеорганизационных целей; постоянное изменение системы организационных отношений и организационной структуры. При этом сама организация рассматривается как арена перманентного осуществления организационных или силовых игр, протекающих на всех ее уровнях.
И. О. реализуется при наличии: совместной деятельности, предполагающей высокую степень взаимозависимости ее участников; изначального различия, противоположности или даже конфликта интересов участников совместной деятельности; относительной свободы (незапрограмммрованности) участников деловых взаимодействий; широких «зон неопределенности (неуверенности)» в организации в значимых для других участников взаимодействия областях; ситуации риска; формальной структуры как условия, изначально дифференцирующего права участников взаимодействия и ограничивающего свободу их поведения установленными организационными нормами.
Суть игры заключается в том, что разные участники (или группы), вовлеченные во взаимодействие, в процессе торга питаются установить контроль за одним из дефицитных ресурсов в зонах (или ситуациях) неопределенности и таким образом снизить степень зависимости от других, усилить фактическую власть и свою относительную автономию в выборе типа поведения для достижения институциональных целей, установить выгодные для них правила взаимоотношений и регуляции поведения в этой сфере (см.: Ситуация высокой неопределенности; Контроль за неопределенностью (неуверенностью); Организационное поведение; Зависимости организационные).
В современной конфликтно-игровой концепции установлены различные виды И. О.: постоянные, долговременные и кратковременные, внутриорганизационные и внешнеорганизационные, продуктивные и паразитические, на исполнительском и иерархическом уровнях, закрытого и открытого типа и др.
Термин И. О. иногда употребляется и вне конфликтно-игрового подхода. Так, существенно отличную от приведенной трактовку И. О. дал Дж. Марч в рамках разработанной им совместно с Дж. Олсеном специфической антирациональной концепции организации, именуемой теорией организационной анархии (см. Теория случайных трансформаций). Функционирование этой модели связано с антирациональной моделью принятия решений, названной Дж. Марчем и Дж. Олсеном моделью «мусорной корзины» (см.: Модель «мусорной корзины»; Управленческие (организационные) решения). Согласно данной модели принятия решений стратегия организации не является фактором, определяющим логику развития организации, а, наоборот, формируется как оправдание и осмысление ранее принятых по разным поводам разнородных и случайных решений. Модель «мусорной корзины» выступает в качестве одного из возможных, а в ряде случаев и доминирующих, типов принятия решений, альтернативных рациональной логике. Она построена на основе «технологии безрассудства», при которой люди совершают действии, не сформулировав новые цели. В этом смысле она отличается от «технологии причин», базирующейся на рациональной логике принятия решений: постановка цели – определение средств – действие по достижению цели – получение результата. По мнению Дж. Марча, управленцы часто вынуждены принимать решения в ситуации слабой информированности, недостаточной определенности перспективы на далекое будущее. Именно в этих случаях эффективной и оправданной оказывается «технология безрассудства», при которой решения принимаются на основе интуиции и без сколь бы то ни было серьезного расчета последствий их реализации. С точки зрения Дж. Марча, для принятия решений требуется и опыт безрассудства, который можно получить при принятии организационных решений во время проведения И. О.
Принятие решений в рамках «технологии безрассудства» описывается как процесс столкновения позиций разных групп, их интуитивных суждений, а само решение – как результат взаимных силовых давлений и компромиссов при отсутствии у сторон необходимого опыта и рациональных оснований для принятия решений. Рассматривая И. О. в качестве инструмента принятия таких решений, Дж. Марч определяет ее как часто практикуемое в организации, умышленное и временное приостановление рациональных правил принятия решений, проведение эксперимента, т. е. как проигрывание безрассудных (с точки зрения обычной рациональной логики) альтернатив и возможностей.
Т. Бернс, анализируя процесс формирования патологической организации в ходе радикальных технологических и структурных организационных преобразований, указывает на возникновение и усиление силовых мер (борьба за власть) при организационной перестройке (см. Патологические системы). По его мнению, И. О. — проявление патологических реакций в организации.
Термин И. О. используется и в антисистемной версии теории организации (см. Антисистемный подход в теории организации). Выработка организационной стратегии, исходный проект стратегических изменений в организации рассматриваются как предпосылка и результат возникновения силовых игр между различными группами и подразделениями, преследующими свои групповые цели, при выработке и обсуждении стратегии организации (Д. Сильверман).

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
209.81 кб

Организационно-деятельностная игра как способ формирования языкового профессионального сознания

Мыскин Сергей Владимирович
В статье дается характеристика организационно-деятельностной игры как способа формирования профессионального языкового сознания в разнопрофильном трудовом коллективе.
Читать PDF
180.05 кб

Организационно-деятельностная игра как инструмент формирования индивидуальных заданий для курсовой р

Алексеенко Сергей Павлович, Кочедыков Сергей Сергеевич
Читать PDF
163.29 кб

Организационно-деятельностная игра по оценке комплекса мер реформирования профессионального образова

Мухаметзянова Г. В., Читалин Н. А., Грузкова С. Ю.
Читать PDF
422.45 кб

Организационно-деятельностная игра «Сам себе журналист» в практике становления образовательной самос

Лебедева Ксения Сергеевна
Рассматривается проблема становления образовательной самостоятельности бакалавров педагогического направления в вузе. Обосновывается необходимость создания условий для становления данного качества в учебном процессе.
Читать PDF
415.17 кб

Организационно – деятельностная игра как средство развития способности к осознанной идентификации у

Касаткина Л. Н.
В статье обосновывается соответствие проблемно – поискового характера организационно – деятельностной игры (ОДИ) задаче критического переосмысления ситуации, когда в работе психолога преобладают объектные, внешние способы познания