ИГРА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИГРА
форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состояния, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Игра
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Игра
Одна из главных форм воспитания. Привлекательность И. определяется азартом – особым психическим состоянием человека. Выделяются игры: детские, атлетические, интеллектуальные, компьютерные, сценическая игра, игры деловые, военные и др. Все И. представляют собой действия по воображаемому и принимаемому условию.

Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.

Игра
Деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие, развивает мышление, тело; может рассматриваться как одно из проявлений коммуникативной деятельности. В играх идет взаимное обучение партнеров навыкам общения и практической деятельности, в форме которых часто происходит обмен сообщениями, знаками. Надо сказать, что в ходе исследования, особенно проведения интервью, социолог обязан хорошо сыграть свою профессиональную роль.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ИГРА
англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков, и умений. 2. По Дж. Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Игра
play), деят-ть, совершаемая ради получения удовольствия, часто основанная на воображении фантазия). И. часто носит коллект. характер, тогда в ней имеет значение настроение играющих, но можно играть и в одиночку. В любом случае реальность в И. имеет второстепенное значение, а гл. роль принадлежит воображению, особенно когда речь идет о детских И., к-рые дают выход избыточной энергии, помогают ребенку познавать социальные отношения либо развивают у него сложные моторные и интеллектуальные навыки, речь и абстрактное мышление. Существуют И. с опред. устоявшимися правилами, требующие опред. сноровки. Часто исход И. зависит от воли случая. И., особенно спортивные, могут также включать такие формы отношений, как соревнование и соперничество.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ИГРА
play) — деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия. Классическим осмыслением формы игры в социальной жизни является концепция общительности Зиммеля. Хотя общительность в идеале должна разойтись со своей "серьезной" целью, важность функций, выполняемых общительностью и игрой, не оставляет никаких сомнений. См. также Homo ludens (прил.); Досуг; Социология спорта. Несомненна важность функции игры в детской социализации. Игра многими считается необходимой для физического развития, учения, социального поведения, развития личности (см. Миллар, 1968). Игровая терапия используется в качестве метода понимания детских психологических проблем и оказания помощи в их решении (См. Клейн).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Игра
сложный набор процессов с участием взрослых и детей, включающий исследование и научение в разных контекстах и ситуациях.
Игра может быть неструктурированной, или свободной, когда ребенок самостоятельно играет в незнакомой обстановке, или высокоструктурированной, как уже известная игра с установленными правилами. Игра служит разным целям, в частности совершенствованию двигательных и физических навыков, развитию интеллекта, эмоциональному и социальному развитию играющего. Социальные работники обычно имеют дело с играми применительно к маленьким детям и молодым людям (хотя существует ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ для психически больных людей, РЕМИНИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ для пожилых людей и других групп клиентов). Игра у детей имеет большое значение для социализации; без игры развитие детей тормозится. Таким образом, способность играть считается важным показателем ЗДОРОВЬЯ ребенка в широком смысле. Если ребенок нуждается в помощи, следует разработать игровую программу для развития необходимых навыков. Подобную помощь оказывают детские ясли и сады, специальные учреждения для игровой терапии. Игра является полезной формой работы с детьми – жертвами насилия; впроцессе игры можно понять, что произошло с ребенком, оказать на него терапевтическое воздействие. (См. также БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

игра
1) как считает Й. Хёйзинга, - феномен, олицетворяющий собой свободную, добровольную деятельность человека, которая не может осуществляться «по принуждению»;
ей свойственна страсть, «напряжение»; деятельность, лишенная прямой практической целесообразности, не имеющая «никакой очевидной цели, кроме удовольствия»; в ней все осуществляется лишь «ну просто», «как будто» взаправду, «понарошку»; правила И. бесспорны и обязательны, не подлежат никакому сомнению; доступна в полной мере «лишь избранным»; локальна во времени и пространстве, «осуществляется в рамках праздника», когда «обычная жизнь» прекращается; 2) по Дж.Г. Миду – вторая, соревновательная (состязательная) стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть одновременно несколько социальных ролей; 3) по Дж.Г. Миду – первая стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть конкретные роли (врача, учителя, продавца и т.д.); 4) по Э. Гоффману – реальный обмен действиями и ресурсами для достижения цели в контексте определенного фрейма. И. важнее выигрыша, дарит переживание удачи. - Литература: Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997; Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000; Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Игра
особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от предметной (процессуальной) игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами. Разновидности игр:
- игра процессуальная (предметная) разновидность игровой деятельности детей, характерная для раннего возраста, сущность которой состоит в овладении значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем, является этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) ведущая деятельность дошкольного возраста, в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними;
- игра с правилами - групповая или парная игра, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих;
- игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
- игра-драматизация - строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет такой игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения;
- игра режиссерская - особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ИГРА
разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги "Homo Ludens" (1938).
Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет - ), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Классификация последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы, и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность И. - не в результате, а в самом игровом процессе.
В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество. И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.02 мб

Счастье и статус: игра с нулевой суммой?

Галочкин Игорь Валентинович
В статье приводится экономическая трактовка понятия «счастья» как удовлетворенности жизнью (subjective well-being), показывается связь счастья с экономическими показателями страны и с характеристиками самого индивида, в том числе
Читать PDF
249.75 кб

Игра в цифирный бисер

Кутателадзе С. С.
Читать PDF
356.80 кб

Социально-моделирующая игра: возможность формирования социального капитала человека

Шибалов Евгений Юрьевич
В статье освещены особенности формирования и функционирования социального капитала в российском обществе на современном этапе, приведен анализ подходов к пониманию сущности социального капитала человека в зарубежных и отечественны
Читать PDF
484.38 кб

Игра в войну как социокультурная и управленческая технология: дискурс ролевого сообщества

Бурганова Лариса Агдасовна, Корнилов Петр Анатольевич
В статье рассматриваются особенности игрового дискурса в рамках ролевого сообщества. Проводится анализ игры в войну как социокультурной и управленческой технологии познания и трансформации современного общества.
Читать PDF
365.70 кб

Игра и смысл (или бессмыслица?) жизни

Землянский Феликс Матвеевич, Никонов Анатолий Иванович
Авторы рассматривают игру, как феномен бытия человека, как фактор, воздействующий на определение смысла жизни человека.
Читать PDF
217.28 кб

Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра»

Шаронова Светлана Алексеевна
The main points of the article comprise the following statements: 1) classification of games should give the opportunity not only to analyse theoretically a particular phenomenon, but to reproduce each and every of its types techn
Читать PDF
249.75 кб

Игра в цифирный бисер

Кутателадзе С. С.
Читать PDF
0.00 байт

Виртуальная игра как средство формирования личностной идентичности детей и подростков

Новикова Оксана Николаевна
В современном социокультурном пространстве виртуальная среда становится имманентной самой структуре бытия, оказывая все возрастающее воздействие на сознание и поведение людей.
Читать PDF
69.70 кб

Игра как элемент виртуального пространства и интернет-рекламы

Платонова Елена Ивановна
В статье рассматриваются смысловые трансформации игры как феномена культуры в условиях нового виртуального пространства Интернета, формы адаптации современного человека к новым реалиям через игру, использование игровых механизмов
Читать PDF
1.01 мб

Метаморфозы «Ранеток» в селе Большой Рой: инсценировка телесериала как спонтанная игра и организован

Гаврилова Ксения Андреевна
В центре внимания предлагаемой статьи находятся стратегии и условия использования группой детей популярного молодежного сериала «Ранетки» в качестве идейного сырья для игр и сценической деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

2015.01.006. ФЕРНКВИСТ С. ИГРА НЕ НА РАВНЫХ: ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕДНОСТИ ШКОЛЬ

Ядова М.А.
Читать PDF
243.47 кб

2015.03.013. САБО М. ЕДА КАК РАБОТА ИЛИ ЕДА КАК ИГРА? МУЖСКАЯ ДОМАШНЯЯ КУЛИНАРИЯ, ПРИВИЛЕГИЯ И ДОСУГ

Пинтеа Е.И., Понамарева А.М.
Читать PDF
216.01 кб

Игра не имеет значения

Вахштайн Виктор
Читать PDF
302.02 кб

Восстание культурных механизмов: протест как языковая игра

Алексей Титков
Роль механизмов культуры в социальных изменениях — одна из ключевых тем культурсоциологии — анализируется в «Антропологии протеста», сборнике работ культурных антропологов и филологов о массовых протестах 2011–2013 годов в России.
Читать PDF
438.89 кб

Игра как агент развития современных социальных коммуникаций

О.В. Вербина
В статье рассматривается игра как один из основополагающих феноменов бытия, как фактор формирования особой социальной реальности, способ развития социальных коммуникаций.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АЗАРТНАЯ ИГРА

    gambling) — денежная ставка на результат игр или событий, предполагающая случайность или умение. Хотя во многих современных обществах азартная игра легализована (и на практике часто является главным
  • ОДИ - организационно-деятельностная игра

    воспроизводящая или конструирующая модель взаимодействия персонажей, участвующих в рамках организации, сообщества и т.п. в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельнос
  • ИГРА ДЕЛОВАЯ

    метод коллективной выработки решения проблемы.
  • Игра в кости

    dice), ряд игр, сопровождающихся бросанием одной или неск. игральных костей. Игральная кость — это кубик с нанесенными на его грани точками, от одной до шести; обычно кидают две или три кости. Кости ис
  • Игра с нулевой суммой

    математическая игра, в которой платежи сорганизованы таким образом, что один игрок выигрывает столько же, сколько другой проигрывает.
  • ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ

    1. Игра, основанная на соблюдении определенных общих норм и правил. 2. По ДжТ. Миду - ролевая деятельность, характерная для определенного этапа социализации, при к-ром "Я" возникает в качестве объекта
  • Ролевая игра

    метод, при котором в процессе обучения участники игры с помощью проигрывания определённых ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, критически анализируют
  • игра языковая

    1) по Л. Витгенштейну – модель коммуникации со словами, имеющими строго определенный смысл, что позволяет создавать непротиворечивый контекст: различные категории высказываний должны поддаватьс
  • ИГРА СОЦИАЛЬНАЯ

    свободная от утилитарных целей деятельность, в ходе к-рой происходит самовыражение субъекта, а также освоение новых ролей и функций; один из видов социального поведения в самых разных сферах жизн
  • игра структуры

    как считает Ж. Деррида, - саморефлексия структуры, которая может переводить ее в состояние без фиксированного, но весьма активного центра: отныне «центр структуры, ориентируя и организуя согласова
  • ИННОВАЦИОННАЯ ИГРА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНСАЛТИНГЕ

    ( ИИУК) особая форма организации совместной деятельности по решению сложных слабоструктурированных проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. ИИУК разработана
  • Ролевая игра детей

    преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в ней происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенко
  • ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    понятие, широко используемое в тек современных рационалистических теориях организации, в которых организация трактуется как искусственная, неравновесная и конфликтная система. И. О. может быть о