ИГРА
Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].
Источник: Социальная демография. Понятийно-терминологический словарь. – Махачкала ДГУ 2004. – 155 с.
Источник: Словарь по социологии коммуникации.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия
Источник: Большой толковый социологический словарь
Игра может быть неструктурированной, или свободной, когда ребенок самостоятельно играет в незнакомой обстановке, или высокоструктурированной, как уже известная игра с установленными правилами. Игра служит разным целям, в частности совершенствованию двигательных и физических навыков, развитию интеллекта, эмоциональному и социальному развитию играющего. Социальные работники обычно имеют дело с играми применительно к маленьким детям и молодым людям (хотя существует ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ для психически больных людей, РЕМИНИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ для пожилых людей и других групп клиентов). Игра у детей имеет большое значение для социализации; без игры развитие детей тормозится. Таким образом, способность играть считается важным показателем ЗДОРОВЬЯ ребенка в широком смысле. Если ребенок нуждается в помощи, следует разработать игровую программу для развития необходимых навыков. Подобную помощь оказывают детские ясли и сады, специальные учреждения для игровой терапии. Игра является полезной формой работы с детьми – жертвами насилия; впроцессе игры можно понять, что произошло с ребенком, оказать на него терапевтическое воздействие. (См. также БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК.)
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ей свойственна страсть, «напряжение»; деятельность, лишенная прямой практической целесообразности, не имеющая «никакой очевидной цели, кроме удовольствия»; в ней все осуществляется лишь «ну просто», «как будто» взаправду, «понарошку»; правила И. бесспорны и обязательны, не подлежат никакому сомнению; доступна в полной мере «лишь избранным»; локальна во времени и пространстве, «осуществляется в рамках праздника», когда «обычная жизнь» прекращается; 2) по Дж.Г. Миду – вторая, соревновательная (состязательная) стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть одновременно несколько социальных ролей; 3) по Дж.Г. Миду – первая стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть конкретные роли (врача, учителя, продавца и т.д.); 4) по Э. Гоффману – реальный обмен действиями и ресурсами для достижения цели в контексте определенного фрейма. И. важнее выигрыша, дарит переживание удачи. - Литература: Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997; Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000; Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
- игра процессуальная (предметная) разновидность игровой деятельности детей, характерная для раннего возраста, сущность которой состоит в овладении значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем, является этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) ведущая деятельность дошкольного возраста, в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними;
- игра с правилами - групповая или парная игра, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих;
- игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
- игра-драматизация - строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет такой игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения;
- игра режиссерская - особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет - ), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Классификация последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы, и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность И. - не в результате, а в самом игровом процессе.
В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество. И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество.
М.Р. Жбанков
Источник: Социология: энциклопедия