ИГРА

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ИГРА
форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состояния, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Источник: Терминологический ювенологический словарь

Игра
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Источник: Социология воспитания [учеб. пособие].

Игра
Деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие, развивает мышление, тело; может рассматриваться как одно из проявлений коммуникативной деятельности. В играх идет взаимное обучение партнеров навыкам общения и практической деятельности, в форме которых часто происходит обмен сообщениями, знаками. Надо сказать, что в ходе исследования, особенно проведения интервью, социолог обязан хорошо сыграть свою профессиональную роль.

Источник: Словарь по социологии коммуникации.

ИГРА
англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность (в противоположность утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков, и умений. 2. По Дж. Г. Миду - деятельность, в процессе к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности, установки и учится исполнять определенные социальные роли.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Игра
play), деят-ть, совершаемая ради получения удовольствия, часто основанная на воображении фантазия). И. часто носит коллект. характер, тогда в ней имеет значение настроение играющих, но можно играть и в одиночку. В любом случае реальность в И. имеет второстепенное значение, а гл. роль принадлежит воображению, особенно когда речь идет о детских И., к-рые дают выход избыточной энергии, помогают ребенку познавать социальные отношения либо развивают у него сложные моторные и интеллектуальные навыки, речь и абстрактное мышление. Существуют И. с опред. устоявшимися правилами, требующие опред. сноровки. Часто исход И. зависит от воли случая. И., особенно спортивные, могут также включать такие формы отношений, как соревнование и соперничество.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ИГРА
play) — деятельность, которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия. Классическим осмыслением формы игры в социальной жизни является концепция общительности Зиммеля. Хотя общительность в идеале должна разойтись со своей "серьезной" целью, важность функций, выполняемых общительностью и игрой, не оставляет никаких сомнений. См. также Homo ludens (прил.); Досуг; Социология спорта. Несомненна важность функции игры в детской социализации. Игра многими считается необходимой для физического развития, учения, социального поведения, развития личности (см. Миллар, 1968). Игровая терапия используется в качестве метода понимания детских психологических проблем и оказания помощи в их решении (См. Клейн).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Игра
сложный набор процессов с участием взрослых и детей, включающий исследование и научение в разных контекстах и ситуациях.
Игра может быть неструктурированной, или свободной, когда ребенок самостоятельно играет в незнакомой обстановке, или высокоструктурированной, как уже известная игра с установленными правилами. Игра служит разным целям, в частности совершенствованию двигательных и физических навыков, развитию интеллекта, эмоциональному и социальному развитию играющего. Социальные работники обычно имеют дело с играми применительно к маленьким детям и молодым людям (хотя существует ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ для психически больных людей, РЕМИНИСЦЕНТНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ для пожилых людей и других групп клиентов). Игра у детей имеет большое значение для социализации; без игры развитие детей тормозится. Таким образом, способность играть считается важным показателем ЗДОРОВЬЯ ребенка в широком смысле. Если ребенок нуждается в помощи, следует разработать игровую программу для развития необходимых навыков. Подобную помощь оказывают детские ясли и сады, специальные учреждения для игровой терапии. Игра является полезной формой работы с детьми – жертвами насилия; впроцессе игры можно понять, что произошло с ребенком, оказать на него терапевтическое воздействие. (См. также БИБЛИОТЕКИ ИГРУШЕК.)

Источник: Словарь справочник по социальной работе

игра
1) как считает Й. Хёйзинга, - феномен, олицетворяющий собой свободную, добровольную деятельность человека, которая не может осуществляться «по принуждению»;
ей свойственна страсть, «напряжение»; деятельность, лишенная прямой практической целесообразности, не имеющая «никакой очевидной цели, кроме удовольствия»; в ней все осуществляется лишь «ну просто», «как будто» взаправду, «понарошку»; правила И. бесспорны и обязательны, не подлежат никакому сомнению; доступна в полной мере «лишь избранным»; локальна во времени и пространстве, «осуществляется в рамках праздника», когда «обычная жизнь» прекращается; 2) по Дж.Г. Миду – вторая, соревновательная (состязательная) стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть одновременно несколько социальных ролей; 3) по Дж.Г. Миду – первая стадия в развитии личности индивида, на которой ребенок учится играть конкретные роли (врача, учителя, продавца и т.д.); 4) по Э. Гоффману – реальный обмен действиями и ресурсами для достижения цели в контексте определенного фрейма. И. важнее выигрыша, дарит переживание удачи. - Литература: Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. М.: Прогресс - Традиция, 1997; Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. М.: МГУ, 1994; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000; Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Ин-т социологии РАН, 2004.

Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.

Игра
особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от предметной (процессуальной) игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами. Разновидности игр:
- игра процессуальная (предметная) разновидность игровой деятельности детей, характерная для раннего возраста, сущность которой состоит в овладении значениями предметов окружающего мира посредством условных действий с игрушкой-персонажем, является этапом в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников;
- игра сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) ведущая деятельность дошкольного возраста, в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними;
- игра с правилами - групповая или парная игра, в которой действие участников и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих;
- игра дидактическая - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями;
- игра-драматизация - строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет такой игры в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения;
- игра режиссерская - особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах: за себя как режиссера и за игрушку, наделенную определенной ролью.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

ИГРА
разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги "Homo Ludens" (1938).
Современный интерес к проблеме игрового элемента в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите (Ортега-и-Гассет - ), самоценная деятельность, вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Классификация последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы, и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность И. - не в результате, а в самом игровом процессе.
В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество. И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки и ценности, утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты и одержимое мифотворчество.
М.Р. Жбанков

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Счастье и статус: игра с нулевой суммой?

Галочкин Игорь Валентинович
В статье приводится экономическая трактовка понятия «счастья» как удовлетворенности жизнью (subjective well-being), показывается связь счастья с экономическими показателями страны и с характеристиками самого индивида, в том числе
Читать PDF

Игра в цифирный бисер

Кутателадзе С. С.
Читать PDF

Социально-моделирующая игра: возможность формирования социального капитала человека

Шибалов Евгений Юрьевич
В статье освещены особенности формирования и функционирования социального капитала в российском обществе на современном этапе, приведен анализ подходов к пониманию сущности социального капитала человека в зарубежных и отечественны
Читать PDF

Игра в войну как социокультурная и управленческая технология: дискурс ролевого сообщества

Бурганова Лариса Агдасовна, Корнилов Петр Анатольевич
В статье рассматриваются особенности игрового дискурса в рамках ролевого сообщества. Проводится анализ игры в войну как социокультурной и управленческой технологии познания и трансформации современного общества.
Читать PDF

Игра в цифирный бисер

Кутателадзе С. С.
Читать PDF

Игра не имеет значения

Вахштайн Виктор
Читать PDF

Священное действо в культуре и игра в цивилизации

Ващенко А. В.
Читать PDF

Игра как объект культурологического анализа

Нестерова Наталья Валентиновна, Баннов Кирилл Юрьевич
Читать PDF

Игра как форма и метод преподавания в вузе. Культурологическое обоснование

Владимирова Н. В.
Читать PDF

«Игра» и «Виртуальная реальность»:проекция идей Й. Хейзинга и И. Гофмана на современные массмедиа

Якуба Я. О.
Читать PDF

Игра и смысл (или бессмыслица?) жизни

Землянский Феликс Матвеевич, Никонов Анатолий Иванович
Авторы рассматривают игру, как феномен бытия человека, как фактор, воздействующий на определение смысла жизни человека.
Читать PDF

Еще раз о классификации игр и термине «Деловая игра»

Шаронова Светлана Алексеевна
The main points of the article comprise the following statements: 1) classification of games should give the opportunity not only to analyse theoretically a particular phenomenon, but to reproduce each and every of its types techn

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • АЗАРТНАЯ ИГРА

    gambling) — денежная ставка на результат игр или событий, предполагающая случайность или умение. Хотя во многих современных обществах азартная игра легализована (и на практике часто является главным
  • ОДИ - организационно-деятельностная игра

    воспроизводящая или конструирующая модель взаимодействия персонажей, участвующих в рамках организации, сообщества и т.п. в постановке проблем с ориентацией на осуществление развития деятельнос
  • ИГРА ДЕЛОВАЯ

    метод коллективной выработки решения проблемы.
  • Игра в кости

    dice), ряд игр, сопровождающихся бросанием одной или неск. игральных костей. Игральная кость — это кубик с нанесенными на его грани точками, от одной до шести; обычно кидают две или три кости. Кости ис
  • Игра с нулевой суммой

    математическая игра, в которой платежи сорганизованы таким образом, что один игрок выигрывает столько же, сколько другой проигрывает.
  • ИГРА ОРГАНИЗОВАННАЯ

    1. Игра, основанная на соблюдении определенных общих норм и правил. 2. По ДжТ. Миду - ролевая деятельность, характерная для определенного этапа социализации, при к-ром "Я" возникает в качестве объекта
  • игра языковая

    1) по Л. Витгенштейну – модель коммуникации со словами, имеющими строго определенный смысл, что позволяет создавать непротиворечивый контекст: различные категории высказываний должны поддаватьс
  • ИГРА СОЦИАЛЬНАЯ

    свободная от утилитарных целей деятельность, в ходе к-рой происходит самовыражение субъекта, а также освоение новых ролей и функций; один из видов социального поведения в самых разных сферах жизн
  • игра структуры

    как считает Ж. Деррида, - саморефлексия структуры, которая может переводить ее в состояние без фиксированного, но весьма активного центра: отныне «центр структуры, ориентируя и организуя согласова
  • Ролевая игра

    метод, при котором в процессе обучения участники игры с помощью проигрывания определённых ролей в свободной от риска ситуации обнаруживают свои значимые черты поведения, критически анализируют
  • ИННОВАЦИОННАЯ ИГРА В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ КОНСАЛТИНГЕ

    ( ИИУК) особая форма организации совместной деятельности по решению сложных слабоструктурированных проблем, препятствующих целенаправленному формированию желаемого будущего. ИИУК разработана
  • Ролевая игра детей

    преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в ней происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется на себя ребенко
  • ИГРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

    понятие, широко используемое в тек современных рационалистических теориях организации, в которых организация трактуется как искусственная, неравновесная и конфликтная система. И. О. может быть о