1. Форма коммуникационной терапии, основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего у них снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
2. Комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций. Уникальность реабилитационного воздействия игры на инвалида ставит данное направление социокультурной деятельности в разряд наиболее эффективных. В психологии игротерапия рассматривается как средство раскрепощения патологических психических состояний человека, в реабилитологии она является также средством социализации, развития, воспитания, адаптации, рекреации и т. д.
Уникальность игровой терапии состоит в том, что травмирующие жизненные ситуации переживаются в условном, ослабленном виде, хотя эмоциональное отражение их достаточно реально; она помогает апробировать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в конкретных жизненных обстоятельствах. В процессе целенаправленной игротерапии меняется не только самооценка инвалида, но и изменяется его статус в группе, меняется эмоциональная микросреда. Наиболее распространенные формы игротерапии: игровой тренинг, театрализация, состязательность, совместная деятельность «на равных», воспитывающая ситуация, импровизация.
Игровая терапия
Игровая терапия
Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.
Игровая терапия
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в начале 30-х гг. XX в. вформе игровых инсценировок-драматизаций (так называемой психодрамы) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру, с включением в игровую деятельность родителей ребенка и другие варианты игровой терапии. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.
Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру, с включением в игровую деятельность родителей ребенка и другие варианты игровой терапии. В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ
метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей путем вовлечения их в разнообразные игровые ситуации. Игра наиболее естественный способ самовыражения и средство общения между детьми. Игра имеет скрытое значение, с помощью которого ребенок может проработать ежедневные трудности и искать способы решения проблем. Уникальное значение игровой деятельности и в содержательном и в стилистическом аспектах может быть понятно только со временем, и как результат интенсивного исследования содержания, формы, ассоциаций, чувств и фантазий, как ребенок проявляет себя в игровой деятельности. Игра – это усилие, которое необходимо, чтобы научиться владеть окружающим миром, собой; способность контролировать ситуацию, получаемую в результате планирования и эксперимента. Игра – многонаправляющий процесс, в котором условно можно выделить три категории целей: цели саморазвития (интрапсихические), цели общего развития (развивающие), и цели взаимоотношений (межличностные). Интрапсихические цели направлены на то, чтобы помочь ребенку выделить и сформировать собственное «Я». Благодаря игре ребенок начинает формировать элементарное самоощущение, свободно выражать себя, не боясь последствий. Такое самовыражение всегда включает самоисследование, предполагающее большую активность и эмоциональное включение. Свободно проявляя свои эмоции и демонстрируя преимущества тех или иных аспектов, ребенок учится самоконтролю. Чувства, формируемые в результате самоконтроля, влияют на уверенность в себе, позволяя чувствовать себя более компетентно, чтобы справиться с возможными жизненными трудностями. Игра обеспечивает развитие речевых, моторных, когнитивных навыков, а также навыков решения проблем и моральное воспитание. Игра стимулирует ребенка исследовать окружающую среду, взаимоотношения между объектами, причинно-следственные связи между событиями, что содействует смысловой организации опыта ребенка. Большое значение для саморазвития и общего развития ребенка в игре принадлежит общению. Благодаря ему ребенок может использовать то, что он узнал о себе и чему научился, взаимодействуя с другими. В игре ребенок также повторяет ролевые отношения и роли, связанные с правилами или культурными и внешними установками. Игра релевантная терапевтическому контексту, во многих случаях, выступая своеобразным терапевтическим инструментом. Поскольку один из аспектов игры – налаживание отношений, очевидно, игру можно использовать для формирования взаимоотношений между ребенком и терапевтом. В игре легко инициировать взаимодействие, легко добиться доверия и формировать чувства безопасности. Еще одним важным аргументом в пользу игры в терапии выступает процесс самораскрытия ребенка, осознанное или неосознанное. В процессе игры терапевт может узнать о ребенке, избегая неприятных вопросов, наблюдая за ним и отслеживая невербальную информацию, транслируемую ребенком. Используя символизм игры, терапевт может получить информацию, сложно передаваемую ребенком с помощью слов.
Однако игрой можно пользоваться, чтобы помочь ребенку решить проблемы, используя невербальные стратегии как инструмент терапевтического процесса. Перечисленные выше аспекты можно обозначить как функции общения, самораскрытия и исцеления, проводя аналогию с повседневным общением, общим развитием и процессом самораскрытия личности. Наиболее очевидна функция игры в терапии – содействовать развитию доверия и специальных отношений между ребенком и терапевтом. Взрослые, к сожалению, очень редко наблюдают за детской игрой или непосредственно берут в ней участие, тем более, если она полностью инициирована и руководима ребенком. Безусловно, такая интеракция или наблюдение в ходе игры – исключительно важна в процессе формирования доверия к взрослому со стороны ребенка. Кроме того, что игра содействует формированию взаимопонимания между ребенком и терапевтом, она также направлена на более глубокое понимание терапевтом ребенка и получение дополнительной информации о нем. Эмоции, конфликты, проблемы и трудности в отношениях повторно отражаются в игре или прямо или символически. Этот процесс общения и взаимодействия помогает терапевту собрать картинку из разрозненной информации, являющейся частью ребенка. Получение информации с помощью игры помогает терапевту не только лучше понять ребенка, но и содействует процессу диагностики, и соответственно, планированию терапии. Очень часто уже сама возможность проявить свои эмоции и конфликты – терапевтическая для ребенка. Функция самораскрытия игры неразрывно связана с ее целительной функцией. Также игра обеспечивает возможности для исцеления, поскольку содействует катарсису и отражению/ реагированию. Ребенку предоставляется полная свобода в самораскрытии и проявлении своих эмоций, и эта возможность катарсиса часто приносит ему существенное облегчение. Присутствие взрослого, наблюдающего за самовыражением и реагирующего с эмпатией и с пониманием, формирует в дальнейшем условия для коррекции эмоционального опыта, который может помочь ребенку изменить свои установки относительно проблемы и значительно ослабить напряжение. Помимо этого, одна из целей терапии – генерализация изменений на соответствующие внешние условия. Когда терапевтические цели достигнуты в терапевтическом кабинете, ребенок захочет экстраполировать эти достижения в более широкие обстоятельства и в будущий опыт. Навыки, сформировавшиеся в игре, имеют больше шансов быть экстраполированными на другие обстоятельства в сравнении с навыками, сформированными в процессе обсуждения, поскольку они будут естественными в поведенческом репертуаре ребенка во всех ситуациях. Представители различных терапевтических школ приписывают игре разную терапевтическую ценность. Выделяют четыре разных подходы в психотерапии, представители которых рассматривают игру как важный инструмент, содействующий терапевтическим изменениям: психоаналитическая/психодинамическая, клиентоцентририческая или гуманистическая терапия и терапия отражения/реагирования. В психоаналитической модели игру используют терапевтически в символической функции, что аналогично использованию свободных ассоциаций в работе со взрослыми. Терапевт в данной модели является толкователем, человеком, решающим загадку, спрятанную за симптомами, и объясняющим эту загадку ребенку, выявляя, таким образом, конфликт. Гуманистическая теория рассматривает игру как инструмент, который помогает ребенку найти и возобновить истинную жизненную направленность. Цель данного подхода - не столько понимание, как в аналитической модели, сколько самоактуализация и самовосприятие. Ребенок должен понять, кто он и кем хочет стать, соответственно восприняв свой выбор. Целительными факторами в терапии этого типа являются эмпатия, теплота и надежные отношения между ребенком и терапевтом. Бихевиористы рассматривают игру как побочный продукт детской терапии, нежели основное направление. Игра обеспечивает предпосылки для достижения раппорта и условий, оптимальных для осуществления стратегии подкрепления и моделирования, направленных на изменение детского поведения. Решающим фактором в бихевиоральной терапии является поощрение и наказание, которые могут эффективно обуславливать поведенческие изменения. Представители терапии отражения/реагирования придерживаются модели катарсиса. Игру используют для достижения или воссоздания ситуации, провоцирующую тревогу, обусловливая детскую проблему.
Однако игрой можно пользоваться, чтобы помочь ребенку решить проблемы, используя невербальные стратегии как инструмент терапевтического процесса. Перечисленные выше аспекты можно обозначить как функции общения, самораскрытия и исцеления, проводя аналогию с повседневным общением, общим развитием и процессом самораскрытия личности. Наиболее очевидна функция игры в терапии – содействовать развитию доверия и специальных отношений между ребенком и терапевтом. Взрослые, к сожалению, очень редко наблюдают за детской игрой или непосредственно берут в ней участие, тем более, если она полностью инициирована и руководима ребенком. Безусловно, такая интеракция или наблюдение в ходе игры – исключительно важна в процессе формирования доверия к взрослому со стороны ребенка. Кроме того, что игра содействует формированию взаимопонимания между ребенком и терапевтом, она также направлена на более глубокое понимание терапевтом ребенка и получение дополнительной информации о нем. Эмоции, конфликты, проблемы и трудности в отношениях повторно отражаются в игре или прямо или символически. Этот процесс общения и взаимодействия помогает терапевту собрать картинку из разрозненной информации, являющейся частью ребенка. Получение информации с помощью игры помогает терапевту не только лучше понять ребенка, но и содействует процессу диагностики, и соответственно, планированию терапии. Очень часто уже сама возможность проявить свои эмоции и конфликты – терапевтическая для ребенка. Функция самораскрытия игры неразрывно связана с ее целительной функцией. Также игра обеспечивает возможности для исцеления, поскольку содействует катарсису и отражению/ реагированию. Ребенку предоставляется полная свобода в самораскрытии и проявлении своих эмоций, и эта возможность катарсиса часто приносит ему существенное облегчение. Присутствие взрослого, наблюдающего за самовыражением и реагирующего с эмпатией и с пониманием, формирует в дальнейшем условия для коррекции эмоционального опыта, который может помочь ребенку изменить свои установки относительно проблемы и значительно ослабить напряжение. Помимо этого, одна из целей терапии – генерализация изменений на соответствующие внешние условия. Когда терапевтические цели достигнуты в терапевтическом кабинете, ребенок захочет экстраполировать эти достижения в более широкие обстоятельства и в будущий опыт. Навыки, сформировавшиеся в игре, имеют больше шансов быть экстраполированными на другие обстоятельства в сравнении с навыками, сформированными в процессе обсуждения, поскольку они будут естественными в поведенческом репертуаре ребенка во всех ситуациях. Представители различных терапевтических школ приписывают игре разную терапевтическую ценность. Выделяют четыре разных подходы в психотерапии, представители которых рассматривают игру как важный инструмент, содействующий терапевтическим изменениям: психоаналитическая/психодинамическая, клиентоцентририческая или гуманистическая терапия и терапия отражения/реагирования. В психоаналитической модели игру используют терапевтически в символической функции, что аналогично использованию свободных ассоциаций в работе со взрослыми. Терапевт в данной модели является толкователем, человеком, решающим загадку, спрятанную за симптомами, и объясняющим эту загадку ребенку, выявляя, таким образом, конфликт. Гуманистическая теория рассматривает игру как инструмент, который помогает ребенку найти и возобновить истинную жизненную направленность. Цель данного подхода - не столько понимание, как в аналитической модели, сколько самоактуализация и самовосприятие. Ребенок должен понять, кто он и кем хочет стать, соответственно восприняв свой выбор. Целительными факторами в терапии этого типа являются эмпатия, теплота и надежные отношения между ребенком и терапевтом. Бихевиористы рассматривают игру как побочный продукт детской терапии, нежели основное направление. Игра обеспечивает предпосылки для достижения раппорта и условий, оптимальных для осуществления стратегии подкрепления и моделирования, направленных на изменение детского поведения. Решающим фактором в бихевиоральной терапии является поощрение и наказание, которые могут эффективно обуславливать поведенческие изменения. Представители терапии отражения/реагирования придерживаются модели катарсиса. Игру используют для достижения или воссоздания ситуации, провоцирующую тревогу, обусловливая детскую проблему.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)