Иммиграция

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иммиграция
перемещение людей в данное общество извне.

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

ИММИГРАЦИЯ
immigration) — см. Миграция.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Иммиграция (Immigration)
въезд в страну из-за границы иностранных граждан на постоянное жительство.

Источник: Демография: словарь демографических терминов

Иммиграция
переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона.

Источник: Социология в лицах и терминах 2017

Иммиграция
въезд в данную страну на постоянное место жительство или на длительное проживание.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Иммиграция
въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания и, как правило, получения ее гражданства.

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Иммиграция
въезд граждан другой страны или лиц без гражданства в другое государство, в т.ч. на постоянное или временное жительство.

Источник: Термины к концепции демографической политики РФ до 2015

ИММИГРАЦИЯ
от лат. immigro - поселяюсь) - англ. immigration; нем. Immigration. 1. Въезд в страну индивидов или групп, покинувших свою родину, с намерением устроиться на постоянное местожительство. 2. Вид международной миграции, рассматриваемой по отношению к стране, куда въезжают мигранты.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИММИГРАЦИЯ

ИММИГРАЦИЯ (от лат. Immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан др. страны. И. определяется рядом причин: экономическими, политическими, религиозными и др. И. играла важнейшую роль в заселении нек-рых частей света и существенную, иногда решающую, - в формировании нас. многих стран (напр., США, Канады, Австралии). Оказывает значит. влияние на динамику числ. нас.; ее демографич. последствия обусловлены не только числ. мигрантов, но и своеобразием их возрастно-половой структуры. И. приводит к смешению различных этнических групп нас., в результате чего складываются новые нации и народности. См. также Эмиграция, Миграция населения.

С. Н. Раковский.

Источник: Демографический энциклопедический словарь

Иммиграция
immigration), переселение людей на постоянное проживание в страну, не являющуюся их родиной. Обычно осн. причины И. — поиск гарантированной работы и более высокой заработной платы, но есть среди иммигрантов и беженцы, спасающиеся от полит, преследований или природных бедствий. В последние годы осн. массы иммигрантов перемещались из менее развитых в более развитые в эконом, отношении страны — гл.об. в Германию; США, Великобританию, Канаду, Австралию и Италию (эмиграция). При всех различиях иммиграционной политики законодательство большинства стран ограничивает число иммигрантов, к-рых страна может принять, и устанавливает опред. требования к образовательному уровню и др. хкам претендующих на врем, или постоянное проживание либо Гражданство. Нередко иммигранты подвергаются дискриминации. Нелегальные иммигранты могут быть выдворены из страны, а рабочим-мигрантам может быть предложена техн. и финанс. помощь в качве стимула для возвращения на родину.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

ИММИГРАЦИЯ
(англ. - immigration; нем. - Immigration) - вселение, въезд в какую-либо страну, связанный со стремлением поселиться в ней (иногда на определенное время). Обратный термин - эмиграция (см,): (см. также миграции). И. - могущественный механизм географического перераспределения населения и расширенного развития производительных сил человечества; даже немногочисленные группы иммигрантов подчас способны создать совершенно новые социально-экономические факторы преобразования территории, на которой они поселяются, особенно, если эта территория была ранее заселена и жители отставали в своем развитии от иммигрантов; в этом случае используется также термин колонизация (см.). Характерный пример - страны Сев.Америки или Австралия, И. в которые, исчисляемая миллионами человек, создала новые большие высокоразвитые нации и культурные ландшафты. Особенно значительна была И. в США во второй половине XIX и начале XX вв., причем до 1880 г. преобладала так наз. старая И. из Британии, Германии, Швеции, с 1880 г. начинается быстрый рост так наз. новой И. из Восточной и Южной Европы, Австрии, Италии и России. Позже И. в США резко сократилась из-за введения регистрационных законодательных ограничений, иммиграционных квот. В ряде стран И. сопровождалась истребительными войнами против аборигенов (см.); так было, в частности, на территории США, Австралии, Южн.Африки и др. В случаях, когда в ходе И. идет брачное смешение с коренным населением, это приводит к появлению новых этно-расовых общностей (см. также метисы, мулаты); таковы, напр., многие современные народы Латинской Америки. В последние десятилетия для развитых капиталистических стран характерна И. иностранных рабочих из развивающихся стран Азии и Африки; при наличии этно-расовых предубеждений к ним эта И. порождает нередко острые этно-расовые конфликты.
ЛИТ.: Марианьский А. Современные миграции населения. М, 1969;Козлов В.И. Иммигранты и этно-расовые проблемы в Британии. М., 1987; Народонаселение стран мира. М., 1986.
International migration, v. 1-2, N.Y. 1929
People on the move. Studies on international migration. L., 1975.
Immigration and ethnic conflicts, L., 1988.
В.И.Козлов

Источник: Этнические и этно-социальные категории. Свод этнографических понятий и терминов

ИММИГРАЦИЯ
(от лат. immigrans (immigrantis) — вселяющийся) — въезд в страну на временное или постоянное проживание граждан другого государства (иммигрантов). И. вызывается главным образом безработицей, экономическими трудностями, национальной дискриминацией, политическими преследованиями. В большинстве стран мира, куда направляются иммигранты, установлены специальные иммиграционные квоты, в пределах которых и регулируется ежегодный приток иностранных граждан. В большинстве западных стран не обеспечено в достаточной мере правовое равенство рабочих-иммигрантов с остальными гражданами страны. Таково положение африканских иммигрантов в западноевропейских странах, турок, курдов, югославов в ФРГ.
И. может иметь как положительные, так и негативные последствия для страны вселения. Она оказывает значительное влияние на динамику численности населения, приводит к смешению различных этнических групп населения, в результате чего иногда складываются новые нации. В последние годы в Великобритании, Франции, ФРГ произошли столкновения между иммигрантами и коренными жителями этих стран на межрасовой, межнациональной почве. В 90-е гг. после распада СССР увеличился поток иммигрантов из ближнего зарубежья в Российскую Федерацию. Миллионы иммигрантов из Закавказья, Центральной Азии, Украины, Молдовы и других стран, занимая рабочие места в России, увеличивая нагрузку на социально-бытовую сферу, тем самым порождают и межнациональную напряженность. К началу XXI в. общая численность И. в Россию составила более 15 млн. человек. При переселении в другую страну у иммигрантов чувство принадлежности к своему народу часто оттесняется на задний план чувством принадлежности к государству, откуда они приехали или к более крупному народу, бывшему прежде их соседом. Переселившиеся за рубеж каталонцы, галисийцы и даже баски часто начинают называть себя испанцами, тамилы — индийцами, яванцы — индонезийцами. Скорость ассимиляционных процессов и смены самосознания в среде иммигрантов зависит от степени усвоения ими языка, обычаев и различных элементов культуры новой родины, а также от распространения смешанных браков. Темпы ассимиляции зависят также от близости языка и культуры иммигрантов и коренных жителей, степени политической сплоченности пришельцев, сохранения ими политических и культурных связей со своей родиной, характера расселения в принявшей их стране (смешанное или компактное расселение, оседание в городах или сельской местности), расовых различий, отношения властей страны к тем или иным группам иммигрантов и т. д. В англоязычных странах (США, Австралии, англоязычных регионах Канады) уже детей выходцев из Великобритании нелегко отличить от местного населения. Труднее ассимилируются в этих странах переселенцы из Центральной Европы, Италии, славянских стран, еще труднее — японцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, филиппинцы, отличающиеся также и в расовом отношении.
Даже в третьих и последующих поколениях лица азиатского происхождения обычно сохраняют свою самобытность и прежнее этническое самосознание.

Источник: Этнология. Современный словарь-справочник. 2007 г.

Иммиграция
(см. также миграция этническая) — въезд на новое местожительство. Среди причин и. обычно преобладают экономические, поэтому она направлена прежде всего в экономически развитые районы или страны, где темпы экономического роста превышают естественный рост численности населения и требуются, таким образом, рабочие руки. Среди таких стран традиционно (в XIX–XX вв.) являются США, Великобритания, Франция, ФРГ, Канада, а с середины XX в. к ним прибавились Италия, Испания, страны Персидского залива — Кувейт, Катар и др. По численности иммигрантов лидером являются США, где, по данным на 2002 г., проживало 32453 тыс. чел., родившихся за пределами США, в том числе в странах Латинской Америки — 16943 тыс., Азии — 8281 тыс., Европы — 4548 тыс. чел., а по доли (в процентах) в населении — ОАЭ, где, по оценке на 1997 г., иммигрантов больше, чем местного населения (соответственно, 90% и 10%). Особым типом и. является так называемая реэмиграция (возвращение людей в страну, которую они или их предки когда-то покинули. Так, после образования в 1948 г. государства Израиль, туда прибыли евреи, главным образом, из стран Восточной Европы, ЮгоЗападной Азии и Северной Африки, предки которых еще в первых веках н.э. покинули Палестину. Бульшая часть переселенцев укоренилась и стала израильтянами, но некоторая часть евреев еще сохраняет разговорный язык и эле менты культуры страны, откуда они прибыли (например, выходцы из быв. СССР составляют в Израиле особую группу). Особый вид и. составляют люди, временно (по контракту) прибывающие на работу в другие страны и сохраняющие гражданство своих стран: в первую очередь, это граждане Турции (турки, курды) в ФРГ (так называемые «гастарбайтеры»), Австрии, Нидерландах и в других странах, выходцы из стран Магриба (главным образом, Алжира и Марокко) во Франции и Испании и т.д., граждане Пакистана, Индии, арабских стран (в том числе палестинцы) в Кувейте, Бахрейне, Катаре и ОАЭ. Часть мигрантов избегают регистрации и проживают нелегально, становясь источником дешевой и бесправной рабочей силы (особенно много нелегалов в США — по оценкам на 2006 г. ок. 12 млн. чел.; в РФ по разным источникам от 1,5 до 3 млн. чел.). По мнению многих специалистов по изучению миграции, многочисленная и, главное, неуправляемая государством и. может стать дестабилизатором политической ситуации в стране, ибо мигранты по мере увеличения своей численности постепенно наращивают свои требования местным властям, вызывая ксенофобию населения. Обычно иммигрантские группы в новом для них этническом окружении более активны и наглы, чем на Родине. Их развитие проходит поэтапно: укоренение, увеличение численности, требование автономии и далее — независимости. Такое развитие событий представлено теоретически, но дестабилизация этнополитической ситуации во Франции им мигрантами из мусульманского Магриба в 2006 г. — это реальность, вызвавшая волну антииммигрантских настроений в стране и рост популярности известного своими крайне правами взглядами лидера Национального Фронта Ж.М. ле Пена, рейтинг которого возрос с 3,4% в 1981 г. до 16,9% в 2002 г. Это означает, что от правительств стран с высокими потоками требуется особое внимание этим вопросам, взвешенная политика и контроль в этой сфере. Канд. ист. наук Ю. А. Евстигнеев.

Источник: Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник.

Иммиграция
от лат. immigro — вселяюсь) — въезд в страну иностранных граждан с целью постоянного в ней проживания или длительного пребывания и, как правило, получения ее гражданства. Она оказывает значительное влияние на динамику, численность, возрастно-половую и этническую структуру населения.
Иммигрантом называется лицо, въезжающее в другую страну на постоянное местожительство и с целью получения ее гражданства. Организация Объединенных Наций рекомендует определять иммигранта как человека, покинувшего страну своего последнего местожительства и прибывшего в другую страну на срок более чем один год. Однако такое определение иммигранта ООН пока не находит всеобщего признания, несмотря на то что работа по унификации национальных определений ведется с 1970 г. В конце 1980-х гг. к этой работе присоединился Статистический комитет Европейского союза (Евростат). Во многих странах есть свои особенности и критерии определения статуса иммигранта. Например, в Германии иммигрантом считается «лицо, которое пересекает границу с намерением устроиться в стране», в Японии — «национальные граждане и иностранцы, которые приезжают из-за границы», в США — «лица, въезжающие в страну безвозвратно с целью постоянного в ней проживания с последующим получением американского гражданства», в Израиле и Канаде — «лица, въезжающие в страну с целью постоянного проживания» и т.д.
Иммиграция определяется социально-экономическими, военно-политическими, этническими (национальными), религиозными, эколого-географическими, демографическими и другими причинами.
Непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам:
- различия в режимах демографического воспроизводства, вызывающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры — в других;
- существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня;
- перенаселение преимущественно отсталых регионов мира;
- различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую миграцию.
Иммиграция играла важнейшую роль в заселении некоторых частей света и существенную, а иногда и решающую — в формировании новых государств (например, США, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, Израиля, Канады, Аргентины и др.). Кроме традиционных стран иммиграции со второй половины XX в., ими стали практически все страны Западной и Северной Европы. Основную часть иммигрантов принимают Германия, Франция, Великобритания, а также Швейцария, Бельгия, Швеция, Нидерланды.
В Докладе о международной миграции, опубликованном Отделом народонаселения ООН в 2002 г., отмечается, что в настоящее время около 175 млн. человек проживают вне стран их рождения. Большинство мигрантов живет в Европе (56 млн. человек), Азии (50 млн. человек) и Северной Америке (41 млн. человек). За период 1990 —2000 гг. число мигрантов в более развитых регионах мира выросло на 23 млн. человек. Доля «чистых» мигрантов составила здесь 18% от общего числа родившихся, обеспечив 2/3 прироста населения развитых стран.
К началу XXI в. главными центрами притяжения мигрантов были США и Западная Европа. В 1990-е гг. в США въехало более 9 млн. легальных и (по оценкам) около 2 млн. нелегальных иммигрантов, причем 85% из них — из стран Азии и Латинской Америки. В страны ЕС ежегодно въезжает более 1,3 млн. человек; лидерство по масштабам иммиграции удерживают Германия, Франция, Великобритания. Во второй половине XX в. все большую роль начинает играть трудовая миграция. Интернационализация экономики, с одной стороны, и неравномерность экономического и демографического развития стран — с другой, привели к тому, что миграция труда приобрела беспрецедентное социально-экономическое и политическое значение в современном мире, превратившись поистине в глобальный феномен. По оценкам ООН и МОТ, только легальных трудовых мигрантов в мире в конце 1990-х гг. насчитывалось от 120 до 200 млн. по сравнению с 75 млн. в 1965 г. Сегодня в миграционный трудовой обмен вовлечены практически все страны.
Принято классифицировать страны на принимающие, страны выезда и транзита. Традиционные роли отдельных стран в международной миграции меняются. Обследование МОТ миграционной ситуации в 152 странах мира показало, что с 1970 по 1990 г. число стран-импортеров труда возросло с 39 до 67, стран-поставщиков — с 29 до 55, число стран со смешанным миграционным статусом — с 4 до 15. Если страна, которая традиционно относилась к донорам, включается в глобализационные процессы (например, через активное инвестирование международного капитала, создание на ее территории крупных ТНК, офшорных зон и т.п.), то эта страна начинает притягивать трудовые ресурсы соседних государств и таким образом превращается в принимающую. Так произошло со многими странами, экономика которых начала бурно развиваться в новейшее время благодаря вложениям транснационального капитала в промышленность и сельское хозяйство (страны Южной Европы), нефтяные ресурсы (Кувейт и другие нефтедобывающие страны Ближнего Востока) или в высокотехнологичные отрасли (Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань). Конечно, эти процессы находятся еще в начальной стадии и, может быть, пока не изменили привычной картины мира, однако скорость их развития позволяет предположить, что кардинальные изменения могут произойти гораздо быстрее, чем общество сможет адаптироваться к ним.
Разница в уровне жизни и экономических возможностях в разных странах — основная движущая сила трудовой миграции. В 1995 г. почасовые затраты на оплату труда в производстве составляли 0,25 долл. в Индии и Китае; 0,6 - в России; 2,09 - в Польше против 17,20 в США; 23,66 — в Японии; 31,88 — в Германии. Происходит концентрация международных мигрантов в определенных странах и регионах мира. ООН констатирует, что 90% международных мигрантов проживают в 55 странах. В результате иммигранты составляют 4,6% численности постоянного населения развитых стран, в то время как в развивающихся странах их не более 1,6%. Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и Западной Европе (6,1%). Столь высокая концентрация некоренного населения негативно сказывается на социальных отношениях, культуре, национальной идентичности и политике в этих странах. Недооценка влияния иммиграции во второй половине XX в. привела (и это мало кто предвидел) к возникновению обществ со слишком большим культурным и этническим разнообразием, и каждой из указанных стран пришлось выбирать собственный путь его регулирования: ассимиляция чуждых влияний, дифференциальное их исключение или создание мультикультурного общества.
Современную Россию можно также отнести к странам иммиграции. Иммиграционные потоки в ней можно условно разделить на три составляющие:
- Реэмиграция — въезд титульных народов России. По официальным данным, с 1992 г. из бывших союзных республик в Россию прибыло более 5 млн. человек.
- Иммиграция из старого зарубежья, которая представлена двумя основными категориями мигрантов: а) транзитными и нелегальными иммигрантами из 56 стран. Количество иностранных граждан и лиц без гражданства оценивается в 1,2 млн. человек. Существует тенденция к ежегодному увеличению этой категория иммигрантов; б) постоянными и временными экономическими иммигрантами из Китая и Вьетнама — приблизительно 50 тыс. человек.
- Экономическая иммиграция временных рабочих из бывших республик СССР. Основную часть — две трети гастарбайтеров — дает Украина. Временные работники привлекаются преимущественно в сферу материального производства: строительство, промышленность, транспорт, а также в сельское хозяйство.
По классификации ООН 1994 г. Россия характеризуется как страна эмиграции и иммиграции.
Система мер по регулированию иммиграционных потоков в большинстве стран включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; институционные службы по иммиграции; межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы.
Регулирующие мероприятия стран иммиграции определяют количество иммигрантов, допускаемых в страну, и устанавливают профессиональную, квалификационную, половозрастную структуру иммиграции и продолжительность пребывания в стране. Непосредственное осуществление иммиграционной политики возложено на специальные организации — национальные службы иммиграции, созданные при министерствах труда и внутренних дел.
В России с 2002 г. эти функции возложены на Министерство внутренних дел РФ.
В концептуальном отношении есть четыре основных пути, которыми страна может реагировать на иммиграцию:
- полное ее исключение;
- дифференциальное исключение, или сегрегация;
- ассимиляция;
- развитие мультикультуры.
Полное исключение означает предотвращение въезда иммигрантов в страну. При дифференциальном исключении (сегрегации) иммигранты временно объединяются в некоторые социальные подсистемы и включены только в некоторые области жизнедеятельности общества (прежде всего в трудовой рынок), но лишены доступа к другим. Исключение может производиться посредством юридических механизмов (отказ в гражданстве или различия между правами граждан и неграждан) или неофициальными методами (расизм и дискриминация). Ассимиляция представляет собой политику включения иммигрантов в общество через односторонний процесс адаптации: ожидается, что иммигранты поступятся своими отличительными лингвистическими, культурными и социальными характеристиками и станут неотличимыми от большинства населения. Роль государства в ассимиляции заключается в создании условий, благоприятных для индивидуальной адаптации и трансформации культуры и большинства ценностей иммигрантов. Ассимиляции способствуют главным образом использование доминирующего языка и обучение детей иммигрантов в местных школах. Развитие мультикультуры подразумевает готовность большинства общества принять культурное различие и в соответствии с этим изменить свое социальное поведение и даже социальные структуры общества. Сегодня такая культурная политика существует в Канаде, Австралии и Швеции. В ряде других стран она осуществляется только в определенных областях, например в образовании.
Источники: Социальная политика: Энциклопедический словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2005. С. 112 - 114. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 314 — 315.

Источник: Миграция: словарь основных терминов: Учеб. пособие

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
183.20 кб

Современная латиноамериканская иммиграция: основные угрозы и вызовы безопасности США

Пигинешева А. П.
Читать PDF
102.78 кб

Иммиграция в Испании: Характер, масштабы, социально-психологические последствия

Хенкин С. М.
Читать PDF
282.73 кб

Иммиграция: путь к спасению или троянский конь для России?

Читать PDF
169.29 кб

Иммиграция 90-х годов из СССР/ СНГ как фактор реформы системы высшего образования в Израиле

Чачашвили-болотин Светлана , Шавит Йосси , Аялон Хана
Одним из последствий иммиграции из СССР/СНГ в начале 90-х годов было проведение государственной политики развития системы высшего образоваовой русской иммиграции.
Читать PDF
294.44 кб

Иммиграция языковая компетенция интеграция в Германии

Шнайдер Ульрих
Мысли о языковом содействии и межкультурной интеграции
Читать PDF
341.56 кб

Иммиграция в Европе и новые подходы к проблеме безопасности. (обзор)

Новикова Ольга Николаевна
Читать PDF
122.25 кб

Иммиграция без иностранцев? (особенности внутригерманской дискуссии о новой иммиграционной политике)

Погорельская С. В.

Похожие термины:

  • Бизнес-иммиграция

    иммиграция предпринимателей (включая членов их семей), инвестирующих в экономику страны иммиграции свои финансовые средства.
  • Незаконная иммиграция

    въезд, пребывание и/или осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности на территории страны с нарушением установленного порядка, т.е. без оформления или с ненадлежащим оформлением
  • Коэффициент иммиграции

    отношение числа иммигрантов, прибывающих в страну, к средней численности населения этой страны за определенный период (год).
  • Иммиграционная зона

    Зона открытого моря и сухопутной территории государства, в которой применяется иммиграционное законодательство страны (?миграционная зона?).
  • Инспектор иммиграционной службы

    должностное лицо, специалист среднего уровня квалификации в сфере государственных служб. Осуществляет рассмотрение просьб и документов для определения возможности, законности посещения страны,
  • Служащий иммиграционной службы

    должностное лицо, специалист среднего уровня квалификации в сфере государственной безопасности. Обеспечивает соблюдение принятых государственных законов, постановлений, нормативных актов, кас
  • Иммиграционный контроль

    комплекс мер, направленных на регулирование миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию; на обеспечение защиты законных прав мигрантов и соблюдение интересов Российской Федераци
  • Иммиграционный статус

    Статус, который присваивается мигранту по иммиграционному законодательству принимающей страны.