интегральная характеристика, отражающая различные аспекты удовлетворенности пользователей качеством официальной статистической информации и уровнем услуг, оказываемых статистической службой.
При разработке индекса удовлетворенности используются общепринятые критерии оценки качества статистической информации, сформулированные в официальных документах Евростата, ОЭСР и других междунар. орг-ций (релевантность, конфиденциальность, объективность, доступность и четкость, достоверность данных, оперативность и пунктуальность).
Для построения индекса удовлетворенности пользователей применяются восемь частных индексов (в скобках указано количество исходных индикаторов, используемых при их построении): оценка качества статистической информации (6 исходных индикаторов); оценка качества представления статистических данных (6 индикаторов): оценка информации, размещенной на сайте (4 индикатора); оценка обслуживания клиентов, получающих информацию по электронной почте и телефону (4 индикатора); оценка сотрудников статистической службы (5 индикаторов); оценка доверия к важнейшим статистическим показателям, публикуемым статистической службой (5 индикаторов); общая оценка статистической службы (3 индикатора); средний балл для общей удовлетворенности статистической службой. При построении частных индексов применяются равные веса. В формировании индекса доверия пользователей участвуют три исходных индекса, отражающие оценку качества статистической информации, оценку доверия к важнейшим статистическим показателям и общую оценку статистической службы.
При построении индекса удовлетворенности пользователей на основе частных индексов используются равные веса. При определении индекса доверия применяется вес 0,5 для индикатора, характеризующего уровень доверия к важнейшим показателям, а два других частных индикатора входят с весом 0,25. Каждый сводный индекс рассчитывается как среднее арифметическое значение индивидуальных индексов респондентов. Индексы удовлетворенности и доверия пользователей определяются на основе результатов обследований основных групп пользователей статистической продукции (услуг) по репрезентативной выборке. Обследование пользователей статистической информации проводится с регулярностью один раз в год во всех центрах федеральных округов. При разработке инструментария обследований пользователей, в рамках которых собирается информация, необходимая для построения индексов удовлетворенности, учитывался как лучший зарубежный опыт, так и принималась во внимание рос. специфика.
В проводимых обследованиях статистические данные оцениваются по таким параметрам: актуальность данных и их надежность, детализированность данных и оперативность выхода, периодичность представления и сопоставимость во времени. Изучаются также такие аспекты статистических данных, как легкость чтения и понимания материалов, наличие методических комментариев, графического представления информации, легкость ее дальнейшего использования.
Респонденты дают оценку различным каналам распространения статистической информации (веб-сайт, получение данных по электронной почте, по телефону и др.). В специальном блоке вопросов рассматриваются профессиональные качества сотрудников службы, отвечающих за распространение статистической информации (доброжелательность, их компетентность), сроки его выполнения и др.
Для изучения доверия пользователей к публикуемым статистическим данным выделяется группа важнейших показателей. К ним относятся: уровень безработицы, численность нас., денежные доходы нас., темпы инфляции, темпы роста ВВП. Применительно к каждому из отобранных показателей респондент отвечает на вопрос о том, насколько опубликованные значения позволяют судить о реальной ситуации в соответствующих областях. Респонденту предлагается также дать обобщающую оценку деятельности статистической службы. В этих целях респонденту предлагается согласиться или не согласиться со следующими утверждениями: статистическая служба предлагает информацию хорошего качества; статистическая информация отражает наиболее заметные социально-экономические явления, статистическая служба представляет беспристрастные данные. В контрольных целях предлагается вопрос, характеризующий общий уровень удовлетворенности деятельностью статистической службы.
При ответах на вопросы анкеты применяются единообразные шкалы от 1 до 10, где 1 соответствует наихудшей оценке и 10 – самой высокой оценке. Перечисленные вопросы анкеты используются для построения частных индексов, на основе которых конструируются индексы удовлетворенности и индексы доверия пользователей.
ИНДЕКСЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
ИНДЕКСЫ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.