ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Найдено 1 определение
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
(помощь в отдельном случае) модель социальной работы, в рамках которой профессиональная помощь оказывается через непосредственное взаимодействие с отдельными индивидами или семьями в ситуации “один на один”, проводится с учетом индивидуальных особенностей, специфики ситуации, времени, места и своеобразия запроса и направлена на решение внутренних психологических, межличностных, экономических проблем и проблем с окружением (эмоциональные проблемы, личностные кризисы, семейные конфликты, конфликты, потеря работы, духовные проблемы и др.).
И.п. строится на следующих принципах: клиентоцентрированность, совместная работа клиента и социального работника; эмпатия; неосуждение; конфиденциальность.
И.п. развивается в рамках психосоциальных, когнитивноповеденческих, гуманистических и системных концепций.
Оказание И.п. могут затруднить такие проблемы со стороны клиента, как: его неуверенность в собственных силах, нежелание/ неумение принимать помощь, страх, отсутствие доверия к социальным службам.
В связи с тем что И.п. направлена на разрешение конкретных проблем практического характера и за короткий период времени, желательно заключение контракта, в котором будут сформулированы цели, задачи, способы и сроки достижения результата. В контракте прописываются условия начала и прекращения взаимоотношений, основные этапы взаимодействия, ресурсы, санкции за нарушение договоренностей, что помогает клиенту быть ответственным за изменения и развивать собственную активность.
Основные этапы И.п.: систематическое изучение ситуации клиента и его среды, постановка диагноза; описание проблемы; постановка цели и задач вмешательства; определение средств достижения; разработка плана помощи или обслуживания; реализация разработанного плана; мониторинг ситуации и в случае необходимости корректировка плана; подведение итогов; оценка эффективности. К разработке плана помощи социальным работником могут привлекаться специалисты других специальностей. В зависимости от ситуации это могут быть: юрист, медицинский работник, врач, священник, психолог, педагог, сурдопереводчик, геронтолог и др. План действий согласовывается со всеми специалистами — субъектами оказания помощи, а также с человеком, принимающим помощь. Согласование лучше зафиксировать в письменной форме. Все документы, записи, рекомендации и отчеты специалистов сохраняются в личном деле клиента.
Когда положительные изменения в жизнедеятельности клиента станут устойчивыми или будет достигнута цель И.п., отношения между специалистом и клиентом прекращаются.
И.п. оказывается в различных организациях, на разных уровнях.
И.п. является одной из форм работы с населением руководителей учреждений и органов власти, в том числе в области социальной защиты населения, как ответ на личные обращения нуждающихся. Особенно актуальной эта форма становится в связи с подачей прошений и жалоб через разнообразные автоматизированные системы. Руководитель лично получает возможность проверить адекватность алгоритма оказания услуг, качество межведомственного и внутриорганизационного взаимодействия.
Большое количество прошений об И.п. приходит на имя Патриарха всея Руси. Все просьбы тщательно рассматриваются, в случае необходимости за помощью обращаются в Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в епархиальные отделы по социальному служению. В соответствии с принятым решением оказывается И.п. и отслеживается результативность.
Работа с населением позволяет снизить напряженность, выявить насущные проблемы в работе подведомственных структур, получить дополнительную информацию о субъективных способах оценки видов помощи и т.д.
И.п. является наиболее распространенной моделью работы в социальных службах и организациях религиозных конфессий. Евангелие призывает: “всякому, просящему у тебя, давай” (Лк. 6, 30), однако часто появляются те, кто этим пользуется. Выявление их из числа настоящих нуждающихся требует особого внимания и профессиональной квалификации. С 2009 г. в большинстве храмов Русской Православной Церкви введена должность церковного социального работника, который оказывает И.п. просителям. Значительное место в его работе уделяется налаживанию партнерских отношений с государственными социальными службами, куда могли бы обратиться просители религиозных организаций за качественной помощью. Оказание И.п. возможно в условиях социальной стабильности и относительного благополучия общества. В условия чрезвычайных ситуаций, катастроф, массовых бедствий применять И.п. нецелесообразно.
Т.В. Зальцман, И.В. Соловьева
Лит.: Соловьева И.В. В храм пришел проситель. Методические рекомендации церковной социальной службе. М.: Лепта-книга, 2011; Фокин В.А., Фокин И.В. Потенциалы индивидуальной работы со случаем и их реализация в социальном воспитании // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. № 2. С. 198–202.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.