(infographics, інфаграфiка) — графический способ представления информации, главным образом, статистической. Является популярным жанром в интернет-медиа, блогосфере, социальных сетях, где широко применяется в контенте экономических, демографических, социологических, политических, маркетинговых, географических, исторических, медицинских и пр. ресурсов, вебаналитике. Нередко имеет высокую виральность и распространяется методом «вирусного заражения». «Отцом» инфографики считается американский статистик Эдвард Рольф Тафти (Edward Rolf Tufte), опубликовавший в 1983 г. книгу «Наглядное отображение количественной информации», предназначенную в первую очередь для журналистов. Новое направление, получившее название информационного дизайна, объединило традиции графического представления статистических данных в научных изданиях и иллюстраций к материалам прессы. Тафти определил визуальное представление числовой информации как передачу «ядра информации» минимальными графическими средствами и без искажения числовых данных. Он также ввел понятие соотношения данных и «чернил» (''data-ink ratio''), где «чернила» — это изобразительные средства, которые используются как для демонстрации данных, так и для «декора». Доля «чернил», необходимых для представления данных, в их общем количестве, потраченном на инфографику, и составляет искомое соотношение, которое в идеале должно быть равно 1. Другими словами, «чернила» должны тратиться исключительно на презентацию данных и не должны на тратиться на декор. Две основные функции графической составляющей инфографики («чернил») — привлечь внимание к важной проблеме, характеризуемой статистическими данными, и облегчить и ускорить их восприятие. Развитие инфографики обусловлено способностью человека быстрее оценивать визуальную информацию, нежели текстовую или числовую; увеличением объемов информации, требующей ежедневного осмысления; а также возрастанием визуальной грамотности в обществе, перенасыщенном визуальной информацией. Графический дизайн и компактность представления информации развиваются достаточно успешно, но этого нельзя сказать об отображении числовых данных. Искажения числовых данных опасны тем, что визуальная составляющая инфографики оказывает более сильное впечатление, нежели содержательная (числовая). Искажения могут возникнуть как вследствие недостаточной статистической грамотности дизайнера или полного ее отсутствия, так и преднамеренно, когда корректно опубликованные цифры сопровождаются графиками, нарушающими их правильное восприятие неподготовленной аудиторией. Таким образом, графическое представление информации может оказаться коммуникационным барьером, возникшим случайно или поставленным с умыслом. При создании инфографики используется обычное программное обеспечение для дизайнеров — Corel, Adobe, Autodesk и др., — а также некоторые специальные программы.
Литература Желязны Д. Говори на языке диаграмм. Пособие по визуальным коммуникациям. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. Мазураш С. Восемь бесплатных инструментов для инфографики. URL: http: // www.in-blog.com / 2011 / 11 / 8-instrumentov-infografiki. html (дата обращения: 01.03.2015). Маккэндлесс Д. Инфографика: самые интересные данные в графическом представлении. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. Черняк Л. Инфографика: от истоков к современности // Открытые системы. № 5. 2013. С. 52–55. Tufte E.R. The Visual Display of Quantitative Information. Cheshire, CT: Graphics Press, 1983. О. Терещенко
Инфографика
Инфографика
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016