ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Источник: Большой толковый социологический словарь
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
Источник: Глоссарий терминов обследования. Электронное здравоохранение, ВОЗ
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
Источник: Российская социологическая энциклопедия
Источник: Социология массовой коммуникации: краткий глоссарий
Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.
Источник: Глоссарий по информационному обществу.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Современные социальные государства, вступившие в эру О.и., активно используют информационно-коммуникационные технологии не только для обмена информацией, но и для укрепления демократических принципов.
Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
Источник: Энциклопедический словарь СМИ
Лит : 1) Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге XXI в. // Современные социологические теории общества. М., 1996; 2) Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999; 3) Тапскот Дон. Электронно-цифровое общество. К.— М., 1999; 4) Тоффлер О. Третья волна. Минск, 1999. В.Н. Коновалов
Источник: Социология. Краткий тематический словарь. Феникс. 2001
Информационное общество - это общество, в котором:
1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.
2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом ( военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.
4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы ( в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.)
5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:
* мировую "информационную экономику";
* единое мировое информационное пространство;
* глобальную информационную инфраструктуру;
* формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.
В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.
Источник: Глоссарий по социологии ВГУЭиС
Существует несколько современных концепций О. и.: О. и. как информационная экономика; как постиндустриальное общество; как общество знания; как конец общества массового производства.
Сущность О. и. определяет ряд взаимосвязанных процессов: 1) информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, научного и технологического развития; 2) формируется рынок информации и знания; 3) стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации; 4) развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность; 5) развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха. Вместе с тем концепция О. и. вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма и указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.
Отечественные ученые выделяют основные признаки О. и. формирование единого мирового информационного пространства: углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов; создание рынка информации и знаний как факторов производства, дополняющих рынки природных ресурсов, труда и капитала; превращение информационных ресурсов в реальные ресурсы социально-экономического развития; повышение уровня образования за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях; усиление роли квалификации, профессионализма и способности к творчеству как важнейших характеристик труда. Причем более важное значение имеет то, что создается новый механизм непосредственного применения информации и знаний в производственной и сервисной сферах, т.е. инициируется процесс постоянного социального обучения.
Информация и знания становятся в информационную эпоху стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми. Разработка концепции О. и. имеет большое значение для России, поскольку от этого зависит ее место в мировом сообществе, конкурентоспособность страны в целом, развитие демократии, личности, качества жизни, укрепление и развитие культуры, федерализма, информационного единства страны.
Источник: Словарь-справочник по социологии. Учебное издание.
Источник: Социологический словарь
Отличительные черты О. и.: 1) увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; 2) возрастание числа людей, занятых информационными технологиями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в ВВП; 3) нарастающая информатизация общества с использованием сети Интернет и электронных СМИ; 4) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего информационное взаимодействие людей, их доступ к информационным ресурсам, удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; 5) развитие информационной экономики цифровых рынков, электронных социальных сетей. Термин «О. и.» был предложен профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши. Теория О. и. была развита такими известными авторами, как Ф. Уэбстер, Й. Масуда, Ф. Махлуп и др. В настоящее время в западной научной мысли она выдвигается на то место, которое в 1970-е годы занимала теория постиндустриального общества. При этом ведущие исследователи, создавшие теорию постиндустриального общества, выступают сторонниками концепции О. и.
Так, для Д. Белла концепция О. и. стала новым этапом развития теории постиндустриального общества. «Революция в организации и обработке информации и знания, писал Д. Белл, – в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я называю постиндустриальным обществом». Основные характеристики О. и. можно сформулировать по следующим критериям: технологический – информационные технологии, широко применяемые во всех сферах; социальный – формирование «информационного мышления» при широком доступе к информации; экономический – в качестве источника добавленной стоимости и занятости; политический – создание информационного консенсуса между различными социальными слоями населения; культурный – признание культурной ценности информации в интересах развития общества. Говоря об О. и., его следует воспринимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. Среди этих изменений можно назвать следующие: структурные изменения в сфере распределения рабочей силы; растущее осознание необходимости компьютерной грамотности; широкое распространение компьютеров и информационной технологии; развитие компьютеризации и информатизации общества; распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.
В свете этих изменений, по Д. Беллу, «Информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». Как утверждает Д. Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основанного на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества».
Лит.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М, 2004; Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. – Princeton, 1962; Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society. – Wash., 1981; Brzezinski Zb. Between Two Ages. – N. Y., 1988; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004. Г. Н. Соколова
Источник: Экономико-социологический словарь.
Понятие "И.О." было сформулировано на Западе в 1980-е в связи с широко развернувшейся микроэлектронной революцией. Со временем оно обрело статус одного из самых распространенных и общих названий всех философско-социологических и футурологических концепций (первые из которых были разработаны уже в конце 1960-х - начале 1970-х), стремящихся осмыслить новую социальную реальность, которая начала складываться в 1950-е (по оценкам некоторых авторов - в 1960-е) сначала в США, а затем и в странах Западной Европы, Японии. Употребление термина "И.О." широко распространено на Западе для характеристики современного состояния общественно-экономического развития. Наряду с этим названием существует и множество других - "постиндустриальное общество" (Д. Белл - , Дж.К. Гэлбрейт - ), "посткапиталистическое" или "общество сервисного класса" (Р. Дарендорф - ), "программируемое" или "постиндустриальное" (А. Турен - ), "научное общество" (М. Понятовский), "супериндустриальное" или "общество третьей волны" (О. Тоффлер - ), "цивилизация услуг" (Ж. Фурастье), "информационно-компьютерное" (Й. Масуда), "постэкономическое" (П. Дракер) и др. Эти понятия разрабатывались в рамках различных версий И.О. - более технократических либо более гуманитарно ориентированных. И.О. характеризуется определяющей ролью и высоким уровнем развития информационных технологий. Главным фактором общественных изменений становится производство и использование информации; теоретическое знание, как высшая ценность и основной товар, становится фактором формирования новой социальной структуры общества, новых моделей управления. Если в традиционном обществе с характерной для него "собирающей экономикой" (gathering economy) основным ресурсом является земля, а в индустриальную эпоху в условиях "товаропроизводящей экономики" (producting economy) центральное место занимают собственность и капитал, то в И.О. происходит переход к "обслуживающей экономике", когда доминирующую роль начинает играть сфера услуг, причем услуг информационных. Формируется "четвертичный" (информационный) сектор экономики (наряду с сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг) под влиянием быстро развивающейся системы социальных коммуникаций и информации. По мере развития сервисного и информационного секторов богатство утрачивает свое материальное воплощение (земля, капитал), возникает символический капитал - знания. Роль экономики (как производства материальных благ) в жизни общества постепенно убывает, происходит дестандартизация и индивидуализация в сфере производства и потребления. Меняется характер труда по пути его автоматизации (внедряются безлюдные технологии, возникает парадокс "исчезновения труда" в непосредственном производстве), а также в направлении гуманизации и расширения участия работников в управлении производством. Складывается "суперсимволическая система создания общественного богатства" (Тоффлер), основанная на использовании информационных технологий, то есть прежде всего умственных способностей человека. Эти изменения создают условия для распространения домашнего труда на основе электронной техники ("электронный коттедж" у Тоффлера). В И.О. возрастает важность высшего образования, новая экономика вознаграждает познавательные и творческие способности, а также гибкость, индивидуализм и способность к быстрому приспособлению в постоянно меняющихся условиях. Организационные структуры бюрократического типа замещаются подвижными структурами более мелких временных союзов владельцев общей информации, а стиль руководства меняется от управления к лидерству. Знание и информация являются основой организации И.О., а также ключевым источником инноваций и социального динамизма. В доиндустриальную эпоху основными социальными институтами являются армия и церковь, в индустриальном обществе - корпорация и фирма, а в центре информационной цивилизации оказываются университеты (у Белла - "мультиверситеты" - разросшиеся академические университеты и учреждения, аналоги монополистических корпораций в сфере науки и образования). Согласно другой позиции, ни один социальный институт в И.О. не будет играть центральную роль, и общество будет организовано в форме сети, а не иерархии институтов (Тоффлер). В новом обществе изменяется природа власти, которая приобретает высшее качество и максимальную эффективность. В аграрном обществе источником власти было принуждение, в индустриальном - власть была основана на богатстве, а в И.О. определяющим фактором осуществления власти становится знание как неисчерпаемый, универсальный и демократичный по своей природе капитал. Не собственность, а знания и доступ к информации стратифицируют И.О., так что основными факторами статусной дифференциации становятся образование, профессионализм и квалификация. Происходит рассеивание собственности и превращение капитала в акционерную форму, что обеспечивает потенциальную возможность включения в управление фактически каждого. Власть переходит от класса собственников к образованной правящей элите. В новой ситуации основной социальный конфликт заключается не в противоречии между трудом и капиталом, а в столкновении между знанием и некомпетентностью. Знания и контроль над информацией означают обладание властью и возможность влияния. В экономической сфере локализация власти смещается из сферы производства в сферу распределения; отсутствие информации лишает возможности участия в принятии решений и организации. Возникают новые формы конфликта - "информационные войны" (Тоффлер). Информация в И.О. является основой не только конфликтов, но и социального взаимодействия. Специфическими чертами И.О. являются дестандартизация и демассификация всех сторон социальной жизни, а также высокий уровень инновативности и ускоренные темпы социальных изменений. Это означает, с одной стороны, интенсификацию и неустойчивость социальных связей, преобладание "модульных" отношений в сфере межличностного общения (связь устанавливается не с целостной личностью, а только с определенной ее функцией), рост социальной напряженности, а с другой - высокую социальную мобильность (особенно среди профессионалов и интеллектуалов). В отношении потребления продукции формируется новая установка - культура "вещей одноразового использования". Общественные и индивидуальные ценностные системы также подвержены быстрой трансформации и носят временный характер. В И.О. возникает множество независимых ценностных систем ("мозаика"), предлагаемых различными социальными институтами и субкультурами, так что человек сталкивается с проблемой выбора - в стиле потребления, в образовании, культурной ориентации.
В.В. Костюк
Источник: Социология: энциклопедия