ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
(далее — ИТ) — современные технологии (см. НОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ), основанные на повсеместном применении ЭВМ, оргтехники и активном участии пользователей в информационных процессах, используемые для модернизации социального обслуживания клиентов и рационализации труда специалистов. Современный этап развития отечественной социальной работы можно охарактеризовать как процесс интенсивного внедрения в обслуживание клиентов, в их освоение окружающей среды, в повседневную организационно-управленческую деятельность социальных работников ИТ, ресурсов сети Интернет. Выделяют следующие интернет-ресурсы, используемые в социальной работе: технологические, социально-образовательные и технические (см. ИНТЕРНЕТ И ЕГО РЕСУРСЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ).
Технологические интернет-ресурсы. Каждое современное социальное учреждение и служба, где имеется компьютер и весь набор информационных программ, постоянно расширяет технологии своей деятельности по обслуживанию клиентов. Выделяют несколько направлений использования ИТ в социальной работе.
Первое направление — обеспечение доступности информации для любого клиента, социального работника. Пользователи сети Интернет могут найти любую нужную информацию в Сети. ИТ упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Главной особенностью, технологически определяющей условия деятельности клиента и социального работника, является то, что они теперь имеют возможность работать в сетевом графике, расширяющем их возможности сбора информации, а также ее использования и хранения.
Сеть Интернет вводит в оборот огромный объем справочного материала, востребованного в разных областях знаний, способствует установлению и расширению личных контактов между своими пользователями, становясь всемирной библиотекой на дому, глобальной справочной социального обслуживания. Наличие сетевых связей приводит к тому, что появляются новые технологические формы, которые становятся и формами социальной работы, общения специалистов с клиентами. Например, социальный работник с помощью специальной технологии через компьютер, видеокамеру осуществляет ряд процедур (измерение давления, пульса, состава крови, веса, визуальный осмотр и др.) клиента. Популярна, например, и такая форма информирования и общения руководителей и специалистов социальных служб с клиентами, как диалог с помощью Скайпа.
Второе направление связано с расширением технологических возможностей социальных учреждений и служб. ИТ значительно облегчили социальное обслуживание клиентов. Расчет пенсий, дистанционное обслуживание в отдаленных районах, оформление всех необходимых документов в социальных центрах происходит в настоящее время с использованием ИТ.
Во многих регионах вводится технология, основанная на принципе “одного окна”, когда клиент, часто по электронной почте, желающий оформить, например, субсидию, подает всю необходимую информацию и документы в “одно окно”, а работники учреждения социальной защиты в конечном итоге выдают ему искомый документ. В Москве широко используется электронная социальная карта жителя столицы.
Третье направление позволяет как глобализировать коммуникации в социальной работе, так и одновременно развить региональный информационный рынок. ИТ, основанные на сети Интернет, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед социальными работниками как внутри страны, так и за ее пределами возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Использование единых мировых информационных систем позволяет сформировать глобальное информационное образовательное пространство, дать любому пользователю доступ к общим нематериальным ресурсам, возможность осмыслить и переработать большой объем информации. Во всех регионах России действует электронная программа “Открытый регион”. Средства коммуникации, к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, предоставляют социальным работникам и их клиентам широкие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида; интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации и т.д.
Социально-образовательные ресурсы. Сеть Интернет в настоящее рассматривается как мощный образовательный комплекс, в том числе и для социальной работы. Уже сейчас существуют одновременно электронные версии многих газет, журналов, книг, в том числе и специальных по социальной работе. Они представляют собой оригинальные информационные продукты, которые обеспечивают наличие обратной связи, гораздо более сильной, чем та, что имеет место в традиционных СМИ (письма, звонки, массовые мероприятия и т.д.). Обратная связь и определяет такое важное качество сети Интернет, как интерактивность, порождая вопросно-ответное поле, по сути, не имеющее границ. На этих ресурсах строится работа многих образовательных центров для клиентов социальной работы, например, университетов “третьего” возраста. Социальный ресурс можно представить в виде использования общедоступных ИТ (Скайп) для организации онлайнового общения. Например, пожилые клиенты общаются с социальными работниками, внуками, которые находятся за много километров друг от друга.
Технические ресурсы. Высокая развитость ИТ в социальной работе позволяет облекать продукт деятельности социального работника (каким бы он ни был, что бы из себя ни представлял) в определенную форму, продиктованную техническими особенностями сети. ИТ в социальной работе более чем любые другие технизированы, и эта особенность накладывает на них свой особый отпечаток. Технические особенности сети учитываются специалистом на всех этапах работы над его продуктом деятельности, и эта зависимость наглядно прослеживается при анализе процесса его работы. Рассмотрим элементарный процесс деятельности специалиста, использующего ИТ. Первым этапом будет постановка относительно несложных задач, что обусловлено актуальностью решения социальной проблемы. При решении таких задач затрачивается сравнительно небольшая энергия — так называемая энергия активации, что приводит к ощущению удовлетворения от выполненной работы. Так формируется привычка получать удовольствие от решения профессиональных задач — привычка, стимулирующая интерес. Социальный работник, использующий ИТ, обычно проходит этот этап достаточно легко, так как сеть Интернет не предъявляет жестких требований к его техническим знаниям и умениям. На втором этапе накапливаются новые технические знания, опыт, а также избыточная энергия, высвободившаяся в процессе решения простых задач. Ее можно вкладывать в решение более сложных задач, требующих более высокой энергии активации. Процессы работы над разными способами решения серьезных социальных проблем социума, общества в целом позволяет выработать у социального работника собственный способ их решения. Темы становятся разнообразнее, пути решения — сложнее. В деятельности специалиста все чаще прослеживаются инновации, появляются индивидуальные уникальные методы работы. Деятельность социального работника в сети Интернет, в этом достаточно либеральном информационном пространстве, предоставляет ему большие возможности для творческой деятельности. Сеть Интернет приветствует открытия, дает им широкое распространение, что происходит благодаря техническим особенностям ее функционирования.
Таким образом, можно представить ИТ в социальной работе как изобретательство, поскольку признается неоднородность, подвижность, изменчивость Сети, наблюдается постоянное ее развитие. С другой стороны, ИТ в социальной работе можно рассматривать как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности, поскольку она не может существовать вне сетевого сообщества и напрямую связана с ним. Обладая высокой степенью индивидуальности, сетевая деятельность каждого конкретного социального работника меняется и дополняется за счет активного соучастия других участников интернет-коммуникации. Можно утверждать, что ИТ в социальной работе в ближайшей перспективе займут свое место в общей системе социального обслуживания населения. Их нельзя абсолютизировать и считать, что они смогут заменить ныне действующую систему социальной защиты, но, облегчая труд специалиста, рационализируя его деятельность и деятельность клиента, ИТ в социальной работе будут интенсивно расширяться. В то же время они не будут развиваться самостоятельно, если будущие и ныне действующие социальные работники не освоят хорошо компьютер, его основные программы.
В.А. Фокин, И.В. Фокин
Лит.: Фокин В.А., Фокин И.В. Электронно-сетевая социальная работа в социальном обслуживании пожилых людей в России // Социальная работа.
2010. № 2. С. 27–40.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.