ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Найдено 1 определение
ИНФОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОЙ АНАЛИЗ
метод анализа документов, разработанный Т.М. Дридзе в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации на материале газетных публикаций в Таганрогском проекте. Перенесён ею в исследования образа жизни для разработки системы социальных показателей, а затем был применён в прогнозном социальном проектировании для целей управления и включён в технологию социально-диагностического исследования. Информативно-целевой анализ текстов (документов, статей из прессы, теле- и радиопередач, затрагивающих локальные проблемы; писем и жалоб граждан в редакции газет, местные органы власти, управления и т.п.) позволяет в период, предшествующий опросу, получать «фоновые» представления о состоянии локальной социальной ситуации. Специфика метода и его отличие от традиционного контент-анализа состоит в том, что это «мягкий» метод качественного анализа текстов, изначально ориентированный на комплексный многомерный подход к поиску ответов на серию интересующих исследователя вопросов, касающихся состояния, структуры и (или) свойств тех или иных объектов, процессов, событий, явлений, ситуаций через анализ характера их отражения в индивидуальном и массовом сознании. С его помощью осуществляется оценка проблемных жизненных и социальных ситуаций локального характера с позиций авторов анализируемых текстов (писем, публикаций в местной прессе и т.п.). Теоретическим основанием информативно-целевого анализа является идея, заложенная в семиосоциопсихологической теории социальной коммуникации, о «выявлении программируемых моделей действия путем анализа конкретных коммуникативных замыслов, транслируемых в социальном общении, опосредованном текстовой деятельностью» (Т.М. Дридзе). Текст рассматривается здесь как иерархия коммуникативно-познавательных программ. В отличие от традиционного контент-анализа, ИЦА ориентирован на более глубокую исследовательскую задачу Он позволяет эксплицировать узкоспециальную проблему в широком социальном контексте, увидеть её глазами всех заинтересованных лиц, определить её место в ряду других социальных приоритетов. Как каждый метод, используемый в социальной диагностике, ИЦА вносит свой вклад в прогнозное социальное проектирование, который заключается: в многомерной оценке социальной ситуации через её отображение в экспертном и массовом сознании; в диагностике социально значимых проблем и их иерархизации с точки зрения «совокупного» автора-респондента, с одной стороны, и исследователя-проектировщика - с другой; в контроле над полнотой охвата накопленной информации о проблемах, ресурсах и возможных способах превентивного выхода из проблемных ситуации. ИЦА целесообразно применять вместе с другими социологическими методами, входящими в прогнозное социальное проектирование. Применение проблемно-ориентированного вопросника, для анализа содержания текстов, имитирует метод интервью. Это позволяет, с одной стороны, разблокировать формально-синтаксические связи в анализируемых текстах, перевести их содержательно- смысловую структуру в режим диалога между интервьюером и опрашиваемым (идентификация с проблемными ситуациями авторов текстов), с другой стороны, возникает возможность фиксации не только вычленяемых содержательно-смысловых блоков из текстов, но и их взаимосвязей, регламентируемых вопросником. Продолжая аналогию методов, совокупность проблемных текстов прессы выступает как экспертное поле, а систематизация информации по вопроснику – имитирует анализ социологической информации, как в традиционных экспертных опросах. «При этом каждый конкретный текст информативен для социального проектанта лишь в той мере, в какой содержит ответы на поставленные исследователем вопросы» (Т.М. Дридзе). При отборе текстов применяются два критерия: 1) наличие непосредственной или опосредованной информации об изучаемой области действительности и 2) присутствие в ней «прогнозно-проектного» (то есть освещающего те или иные позиции вопросника) содержания. ИЦА позволяет получить информацию не только о проблемной ситуации, но и об авторе текста и его позиции. При классификации, а значит и при анализе результатов, во внимание принимаются соотносительные социальные позиции их авторов: рядовой гражданин, должностное лицо, «инвестор», профессионал, журналист, и т.п. «примеривающий» на себя соответствующие социальные роли. Особое значение в прогнозном социальном проектировании преобретает проблемно- ориентированный вопросник, позволяющий установить: 1) «как стояла (стоит) или виделась (видится) проблема исследователю или практику? Обоснование самого факта существования проблемы и необходимости ее решения (для чего? зачем?); 2) истоки решаемой проблемы (тот или иной вид или сфера социальной практики – какой?; может быть, какая-то конкретная точка напряжения, проблемная ситуация); 3) что произойдет (какие процессы могут иметь место), если проблема не будет решена, т.е. при условии невмешательства извне и сохранения наметившейся тенденции; 4) какие образцы решения проблемы были или могут быть, с точки зрения автора, выработаны и предложены; если таких образцов несколько, то чем они различаются и какие, с точки зрения автора, существуют трудности для их реализации (материально-технические, финансовые, организационные, нормативно-правовые, психологические и др.); 5) какие ресурсы для решения проблемы существуют уже сегодня и какие можно изыскать; каков (в чем состоит, состоял бы) ожидаемый социальный эффект в случае принятия того или иного из предлагаемых (назовем их «проектными») решений; 6) каковы возможные социальные и экологические издержки и позитивные результаты (последствия) от предлагаемого способа решения рассматриваемой проблемы применительно как к данной, так и к другим сферам социальной практики; как повлияет предлагаемый способ решения проблемы на 75 разные «аспекты-измерения» локальной социальной ситуации. Вопросник выступает как техническое задание, способ интеграции и «метод сборки» разных подходов. См. также: Интенционального (мотивационно-целевого) анализа метод. Лит.Дридзе Т.М., Лихота Р.Г., Ермоченкова С.П. Информативно-целевой (интенционально- ориентированный) анализ текстов на социально-диагностической стадии прогнозного социального проектирования // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.,1994; Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990; Дридзе Т.М. Язык и социальная психология: Изд. 2-е, доп. М., 2009; Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984. Е.М. Акимкин

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.