(от лат. initiation – посвящение, совершение таинств), обряды посвящения, один из видов обрядов перехода. Термин «И.» употребляется в широком и в узком значениях. И. в широком значении – это любые обрядовые действия, сопровождающие и формально закрепляющие изменения социального статуса и социальной роли индивида или группы людей в связи со вступлением в какое-либо корпоративное объединение или с возведением в какую-либо социальную должность, сопряжённую с выполнением особых функций (служителей культа, носителей общественной власти и т.п.). В широком значении И. – это явление универсального географического распространения, встречающееся в любые исторические эпохи и на любых стадиях социального развития: от посвящения в члены тайного союза до приёма в пионерскую или скаутскую организацию, от посвящения в жрецы или вожди до инаугурации президента. Сюда относят и обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую купеческую или ремесленную гильдию), в религиозную общину (например, православное крещение или католическую конфирмацию), в сословие (посвящение в рыцари), возведение в сан священнослужителей, посвящения первобытных шаманов, коронации монархов и т.п.
И. в узком значении – это так называемые первобытные возрастные И. Характерные преимущественно для доклассовых и раннеклассовых обществ обряды возведения юношей и девушек в ранг взрослых мужчин и женщин, перевода и включения их в определённый возрастной класс или какую-то иную возрастную группировку (см. возрастные классы, возрастная организация). И. девушек распространены реже и, как правило, связаны со вступлением их в женские союзы. Мужские И. всегда полнее и сложнее женских, что, вероятно отражает более ответственную хозяйственную и социальную роль мужчины. Их не следует смешивать с пубертатными обрядами, в отличие от которых первобытные возрастные И. имеют целью физическую и особенно психологическую подготовку молодёжи к хозяйственной, социальной, семейно-брачной и духовной жизни общества и представляют собой институт социализации, который способствует кардинальному преобразованию личности неофита путём включения его в замкнутую структуру и приобщения к её нормам и ценностям. Во многих случаях И. вводят посвящаемого в круг лиц, обладающих комплексом тайной, недоступной для непосвященных информации, и имеющих, в силу этого, более высокий социальный статус.
В традиционных и традиционно-ориентированных обществах И., как и остальные обряды перехода, имеют трехэтапную структуру: сегрегация – разрыв неофита с его окружением, изоляция (уход, увод, смена образа жизни); транзиция – промежуточное, бесстатусное состояние посвящаемого; инкорпорация – возвращение к общественной жизни в новом статусе. Распространенный сценарий И. – символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве, что находит отражение в присвоении ему нового или дополнительного имени. Как правило, И. сопровождаются сложными психологическими и физическими испытаниями, часто весьма мучительными (пост, испытание бессонницей, выбивание зубов, хирургические операции, например, обрезание и т.п.). По окончании И. проводятся очистительные обряды (окропление водой, омовение, окуривание дымом и т.п.). Вновь посвящённый получает определённые знаки отличия (в традиционных обществах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчёркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными. Все инициационные ритуалы выполняют функцию психологических механизмов, которые помогают неофиту овладеть новой социальной ролью.
0.00 байт
Инициации подростков как условие личностного роста: проведение инициации саморефлексией (в ситуации
Дается анализ инициаций как условия развития рефлексии на себя и как условия личностного роста.