представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ, направленных на изменение жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
Вариантом циклической модели является инверсионная модель. В ней изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому (как в модели Сорокина, например).
Инновации
Инновации
Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013
ИННОВАЦИИ
(англ. innovation — нововведение) — внедрение новых форм организации труда и управления, охватывающее не только отдельное предприятие, но и их совокупность, отрасль. Наиболее широко термин «И.» распространен в амер. менеджменте. Потребность в социальных И., в отличие от технических и технологических И., возникла в конце 19 — начале 20 в. Речь идет об изобретении и внедрении новых форм стимулирования и мотивации трудовой деятельности, о разделении труда, об организации управления, а также о первых попытках осмыслить методологию внедрения нового, т. е. преодолении психологического сопротивления людей нововведениям. Пионерами в этом деле в зап. социологии считают Г. Эмерсона и Ф. Тейлора.
В совр. менеджменте считается, что предприятие должно производить только то, что купит рынок, а раньше полагали, что отдел сбыта должен продавать то, что производит фирма. Ориентация на покупателя, а не на производителя получила распространение в амер. менеджменте еще до первой мировой войны и буквально преобразила его [1, 62]. Амер. фирмы стали ориентироваться на маркетинг, быстро и чутко реагировать на его изменения, приспосабливать управленческие структуры под новые задачи, внедрять прогрессивные формы организации труда. Последовательной и теоретически оформленной концепции И. в амер. социологии не существует. В наст, время широко распространены всевозможные методы «обогащения труда» и «гуманизации труда» (ротация, расширение заданий, гибкий график работы, функциональная музыка, автономные группы и бригады и т. д.). В принципе любое социально-экономическое нововведение (пока оно еще не получило массового, т. е. серийного, распространения) в области организации труда и управления можно считать И. В последние годы появилась особая разновидность предпринимательства — рисковое, или венчурное; оно характерно преимущественно для мелких фирм, обосновавшихся в наукоемких областях и занимающихся созданием и распространением новой технологии, т. е. технических И. Попытку концептуального осмысления И. предпринял Дракер. Он полагает, что И. обладают измерением экономическим (ценой) и социальным (ценностью). Найти новое применение старым продуктам — это все равно, что создать новый рынок или изобрести новый продукт, т. е. осуществить И. [1, 66]. Изобретение паровой машины — это не только техническое изобретение, но еще и революционная социальная И., к-рая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских кредитов и экономики в целом.
В конечном счете И. означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. А. И. Кравченко
В совр. менеджменте считается, что предприятие должно производить только то, что купит рынок, а раньше полагали, что отдел сбыта должен продавать то, что производит фирма. Ориентация на покупателя, а не на производителя получила распространение в амер. менеджменте еще до первой мировой войны и буквально преобразила его [1, 62]. Амер. фирмы стали ориентироваться на маркетинг, быстро и чутко реагировать на его изменения, приспосабливать управленческие структуры под новые задачи, внедрять прогрессивные формы организации труда. Последовательной и теоретически оформленной концепции И. в амер. социологии не существует. В наст, время широко распространены всевозможные методы «обогащения труда» и «гуманизации труда» (ротация, расширение заданий, гибкий график работы, функциональная музыка, автономные группы и бригады и т. д.). В принципе любое социально-экономическое нововведение (пока оно еще не получило массового, т. е. серийного, распространения) в области организации труда и управления можно считать И. В последние годы появилась особая разновидность предпринимательства — рисковое, или венчурное; оно характерно преимущественно для мелких фирм, обосновавшихся в наукоемких областях и занимающихся созданием и распространением новой технологии, т. е. технических И. Попытку концептуального осмысления И. предпринял Дракер. Он полагает, что И. обладают измерением экономическим (ценой) и социальным (ценностью). Найти новое применение старым продуктам — это все равно, что создать новый рынок или изобрести новый продукт, т. е. осуществить И. [1, 66]. Изобретение паровой машины — это не только техническое изобретение, но еще и революционная социальная И., к-рая ведет к механизации производства и облегчению труда, повышению профессионализма рабочих и жизненного уровня населения, активизации банковских кредитов и экономики в целом.
В конечном счете И. означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в законченный экономический порядок, более высокий уровень неопределенности и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества. А. И. Кравченко
Инновации
(от лат. innovation – обновление), новые элементы культуры, заимствованные (см. культурные заимствования) или созданные самостоятельно, которые отсутствовали на предыдущей стадии развития этноса, носят единичный характер и противопоставляются традиции.
Те И., которые намеренно сохраняются, распространяются среди всех членов этноса и передаются по наследству в пределах данного этноса, приобретают со временем массовый, устойчивый характер и, в конце концов, превращаются в этническую традицию. При этом И. проходят три основных этапа внедрения в культуру: 1) отбор; 2) модификация; 3) интеграция. На первом этапе культура этноса может ещё легко отбросить соответствующие И., если изменившиеся условия делают их ненужными для нормальной жизни этнической общности. Этап модификации связан с процессом постепенного усвоения И., их приспособления к специфике культуры данного этноса или этнической общности. Одновременно те традиционные элементы данной культуры, которые соприкасаются с И., также претерпевают определённую трансформацию. Эти изменения тем сильнее, чем более важное значение в системе культуры имеют данные И. Этап интеграции, по существу, отражает ситуацию, когда И. перестают осознаваться таковыми и превращаются в органическую часть этнической культурной традиции. В то же время бывшие И. могут приобрести черты этнической специфики, отличной от их первоначального прототипа, и из культуры этноса проникнуть в этническую культуру. При этом они столь сильно изменяются, что подчас без специального анализа нельзя установить их генезис и первоначальные истоки.
Например, в эпоху Великих географических открытий европейцы познакомились с культурными достижениями индейцев Америки, в частности, с различными тонизирующими и наркотическими продуктами, от безобидных и даже полезных, как какао, до сильнейших галлюциногенов. В результате отбора табак и какао были восприняты очень быстро, а кока и галлюциногены (пейоте и пр.) вплоть до Новейшего времени остались без внимания. Курение табака и потребление какао претерпели значительные модификации. Так, индейцы изготавливали из бобов какао холодный, солёный и перченный напиток, а для курения табака использовали курительную трубку с длинным чубуком. Кроме того, курение у них в большинстве случаев носило ритуальный характер. В Европе какао или шоколад стали употреблять в горячем виде со всевозможными добавками – корицей, мускатным орехом, сахаром, мёдом, ванилью, которые смягчали горечь. Его пили и как бодрящий напиток, и как лекарство при сердечно-сосудистых заболеваниях. С 1828 г. в Голландии «родился» молочный или сливочный шоколад, а в 1879 г. в Швейцарии появилась первая шоколадная плитка, т.н. твёрдый шоколад, который завоевал весь мир. Шоколад и какао вошли в этническую культуру многих народов мира. Со временем появились сигары, а затем и сигареты. Сохранились и курительные трубки, но с более коротким чубуком. Сигары прочно вошли в этническую культуру англичан, как курительные трубки в этническую культуру датчан и голландцев. Хотя следует отметить, что чаще всего они остаются принадлежностью не всего этноса в целом, а лишь его определённых социальных слоёв.
И. всегда возникают на фоне давних культурных традиций и необходимы для дальнейшего развития общества.
Те И., которые намеренно сохраняются, распространяются среди всех членов этноса и передаются по наследству в пределах данного этноса, приобретают со временем массовый, устойчивый характер и, в конце концов, превращаются в этническую традицию. При этом И. проходят три основных этапа внедрения в культуру: 1) отбор; 2) модификация; 3) интеграция. На первом этапе культура этноса может ещё легко отбросить соответствующие И., если изменившиеся условия делают их ненужными для нормальной жизни этнической общности. Этап модификации связан с процессом постепенного усвоения И., их приспособления к специфике культуры данного этноса или этнической общности. Одновременно те традиционные элементы данной культуры, которые соприкасаются с И., также претерпевают определённую трансформацию. Эти изменения тем сильнее, чем более важное значение в системе культуры имеют данные И. Этап интеграции, по существу, отражает ситуацию, когда И. перестают осознаваться таковыми и превращаются в органическую часть этнической культурной традиции. В то же время бывшие И. могут приобрести черты этнической специфики, отличной от их первоначального прототипа, и из культуры этноса проникнуть в этническую культуру. При этом они столь сильно изменяются, что подчас без специального анализа нельзя установить их генезис и первоначальные истоки.
Например, в эпоху Великих географических открытий европейцы познакомились с культурными достижениями индейцев Америки, в частности, с различными тонизирующими и наркотическими продуктами, от безобидных и даже полезных, как какао, до сильнейших галлюциногенов. В результате отбора табак и какао были восприняты очень быстро, а кока и галлюциногены (пейоте и пр.) вплоть до Новейшего времени остались без внимания. Курение табака и потребление какао претерпели значительные модификации. Так, индейцы изготавливали из бобов какао холодный, солёный и перченный напиток, а для курения табака использовали курительную трубку с длинным чубуком. Кроме того, курение у них в большинстве случаев носило ритуальный характер. В Европе какао или шоколад стали употреблять в горячем виде со всевозможными добавками – корицей, мускатным орехом, сахаром, мёдом, ванилью, которые смягчали горечь. Его пили и как бодрящий напиток, и как лекарство при сердечно-сосудистых заболеваниях. С 1828 г. в Голландии «родился» молочный или сливочный шоколад, а в 1879 г. в Швейцарии появилась первая шоколадная плитка, т.н. твёрдый шоколад, который завоевал весь мир. Шоколад и какао вошли в этническую культуру многих народов мира. Со временем появились сигары, а затем и сигареты. Сохранились и курительные трубки, но с более коротким чубуком. Сигары прочно вошли в этническую культуру англичан, как курительные трубки в этническую культуру датчан и голландцев. Хотя следует отметить, что чаще всего они остаются принадлежностью не всего этноса в целом, а лишь его определённых социальных слоёв.
И. всегда возникают на фоне давних культурных традиций и необходимы для дальнейшего развития общества.
Источник: Этнология. Словарь. Основные понятия