ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
Инновация культурная
Інновація культурна. Cultural innovation. Процесс активных нововведений идей, образцов, моделей, стилей, непривычных для данной культуры, неразделяемых в обществе и нарушающих естественное и поступательное развитие культуры. В связи с этим в обществе складывается два подхода к нововведениям: положительный и отрицательный. Дело в том, что всякое нововведение в определенном смысле ломает сложившиеся стереотипы, привычки, представления, образцы поведения и т. д. Как правило, положительное воспринимаются те нововведения, которые направлены на развитие устоявшихся и привычных образцов, утверждающих данную культуру как самодостаточную и способную к равноправному существованию с другими культурами. отрицательное – которые отрицают самодостаточность культуры и основываются на образцах, преимущественно заимствованных из других культур. См. также Культурная диффузия.
ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ
механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры. И.К. обеспечивает выработку адекватных меняющейся реальности моделей социального поведения и мировоззренческих ориентаций, оформление и трансляцию новых знаний о природной и социальной среде, построение новых форм коммуникации и сфер профессиональной активности, а также включение новаторских культурных образцов в наличный культурный контекст.
Основанием И.К. становятся как внутренние, так и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизводством социальной нестабильности и изменчивости, в результате: 1) взаимодействия общества и природы; 2) развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); 3) взаимодействия различных социальных слоев и институтов; 4) поиска оптимальных форм управления обществом; 5) взаимодействия различных культур и языков культуры. И.К. является эффективной формой социокультурной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культурным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Предпосылками И.К. являются как творческие возможности человека, так и полиморфизм культуры, предоставляющей творцу набор "инструментов" - многообразных форм освоения, восприятия и описания мира.
Суть И.К., таким образом, заключается в создании новых культурных форм (паттернов) - универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Независимо от степени глобальности И.К., она предлагает определенный способ "бытия-в-культуре", отвечающий изменениям "человеческой ситуации" данной эпохи. При этом И.К. способны содействовать как стабилизации социума (обеспечивая эффективное разрешение социальных конфликтов и выражая господствующие общественные настроения), так и его изменениям, дифференциации (способствуя появлению новых социальных групп, стилей жизни, мировоззренческих ориентаций и т.п.). И.К. одновременно продолжает культурную традицию (источник концептуальных и языковых средств для творческого поиска, а также совокупности "предпосылочного" знания) и противостоит ей, расширяя наличный культурный контекст. В этом плане для И.К. особое значение имеет работа с "нетрадиционными" или маргинальными культурными образцами - художественными стилями, философскими и религиозными учениями, стилями жизни и методиками "расширения сознания". В этом случае И.К. становится итогом эффективной культурной коммуникации - динамичного взаимодействия "высокой" и "профанной" культурной среды (Гройс Б.). Согласно теории действия Парсонса, социальные и культурные изменения обусловлены процессами обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником И.К., таким образом, становится избыток (либо недостаток) информации в процессе диалога различных типов или сфер культуры.
М.Р. Жбанков
Основанием И.К. становятся как внутренние, так и внешние факторы, связанные с постоянным воспроизводством социальной нестабильности и изменчивости, в результате: 1) взаимодействия общества и природы; 2) развития специализированных сфер человеческой деятельности (наука, техника, философия, религия, политика); 3) взаимодействия различных социальных слоев и институтов; 4) поиска оптимальных форм управления обществом; 5) взаимодействия различных культур и языков культуры. И.К. является эффективной формой социокультурной коммуникации как плодотворное взаимодействие культурных форм, принадлежащих различным культурным пластам и сферам (от элитарных до маргинальных). Предпосылками И.К. являются как творческие возможности человека, так и полиморфизм культуры, предоставляющей творцу набор "инструментов" - многообразных форм освоения, восприятия и описания мира.
Суть И.К., таким образом, заключается в создании новых культурных форм (паттернов) - универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры. Независимо от степени глобальности И.К., она предлагает определенный способ "бытия-в-культуре", отвечающий изменениям "человеческой ситуации" данной эпохи. При этом И.К. способны содействовать как стабилизации социума (обеспечивая эффективное разрешение социальных конфликтов и выражая господствующие общественные настроения), так и его изменениям, дифференциации (способствуя появлению новых социальных групп, стилей жизни, мировоззренческих ориентаций и т.п.). И.К. одновременно продолжает культурную традицию (источник концептуальных и языковых средств для творческого поиска, а также совокупности "предпосылочного" знания) и противостоит ей, расширяя наличный культурный контекст. В этом плане для И.К. особое значение имеет работа с "нетрадиционными" или маргинальными культурными образцами - художественными стилями, философскими и религиозными учениями, стилями жизни и методиками "расширения сознания". В этом случае И.К. становится итогом эффективной культурной коммуникации - динамичного взаимодействия "высокой" и "профанной" культурной среды (Гройс Б.). Согласно теории действия Парсонса, социальные и культурные изменения обусловлены процессами обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником И.К., таким образом, становится избыток (либо недостаток) информации в процессе диалога различных типов или сфер культуры.
М.Р. Жбанков
Источник: Социология: энциклопедия