ИННОВАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЕ

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЕ
(innovation) — процесс создания, распространения и использования новшества как практического средства для удовлетворения потребностей людей, общества.
Термин «И.» первоначально связывался с изменениями в культуре, с путями диффузии И. в соседние культурные ареалы.
В начале XX в. он был воспринят экономич. наукой. В. Зомбарт обосновал^ концепцию предпринимателя как инноватора (1909 г.). Й. Шумпетер предложил более общую концепцию — предприниматель изобретает новые комбинации факторов про-из-ва, которые становятся источником предпринимательской прибыли, — и выделил пять таких комбинаций (1911 г.); в конце 30-х гг. он ввел различение базовых инноваций и иннова-ций-следствий. В США, в середине 30-х гг., при выходе из «великой депрессии», сложилась концепция инновационной стратегии фирмы. Она получила широкое распространение в послевоенной Западной Европе, где также утвердилось понимание роли И. в преодолении экономич. депрессии (Г. Менш). Возникла обширная научная литература по инновационной тематике, в вузах стали ежегодно готовить тысячи специалистов по управлению И. Длительность инновационного цикла сократилась с 14 до 6.5 лет и продолжает уменьшаться. С 80-х гг. XX в. в странах с рыночной экономикой развиваются национальные инновационные системы (НИС) и их концепции (Б. Лундвал, Р. Нельсон).
В СССР доминировала концепция научно-технологического прогресса (НТП) на макроуровне. Она отвечала задачам централь-но-планируемой мобилизации ресурсов на индустриальную модернизацию страны, прежде всего на развитие военно-промышленного комплекса, но не оставляла свободы на микроуровне — для инновационного саморазвития предприятий. С конца 50-х гг. началось замедление НТП, сохранялись растянутость инновационного цикла до 12 и более лет, их низкая экономическая эффективность. С середины 60-х гг. образовались и все шире раздвигались «ножницы» между созданием и освоением образцов новой техники: число создаваемых образцов снизилось к концу 80-х гг. с 4883 до 2185, а число освоенных возросло с 1200 до 3200. Освоение продолжало расти за счет временного лага между изобретениями и их внедрением, но его эффективность оставалась низкой: 95 проц. образцов осваивалось на 1— 3 предприятиях при потребности на порядок выше. В первой половине 90-х гг. рухнули оба параметра, и лишь в последние годы наметилось частичное их восстановление. Были приняты первые гос. решения о создании НИС в России.
Советские социологи, прежде всего работавшие в социологии трудовых организаций, к середине 70-х гг. понимали необходимость развития социологии инноваций, или инноватики. Социологические исследования И. начались во ВНИИ системных исследований АН СССР; их организационной формой стал проект «Нововведения в организациях», ориентированный на широкое изучение организационных и технических инноваций на промышленных предприятиях (1977— 1987 гг., рук. Н. И. Лапин, затем А. И. Пригожин и Б. В. Сазонов). Одновременно велись разработки в Эстонии (Ю. Вооглайд, М. Хабакук), с середины 80-х гг. — в Новосибирске (Л. Я. Косалс). В совр. России Санкт-Пе-тербургский гос. политехнический университет предложил инновационную программу, которая в 1995 г. была утверждена правительством РФ. В 1999 г. на базе этого университета введена новая специализация — инноватика. С 2002 г. в нескольких университетах началась подготовка студентов по специальности «Управление инновациями».
Содержание И. составляет инновационная деятельность. Различают продуктные, технологические, социальные, культурные И. По степени новизны И. выделяются: а) радикальная, базовая И. (basic innovation), открывающая принципиально новые практические средства, напр., распространение колеса, письменности, автомобиля; б) модифицирующая, совершенствующая И. (improvement innovation). Соотношение радикальных и совершенствующих И. в деятельности фирмы оценивается в среднем как 1 : 9.
В динамике И. выделяют инновационный процесс и жизненный цикл И. В единстве они характеризуют И. как целостную систему. Ее эффективность определяется по вкладу в рентабельность и конкурентоспособность фирмы.
Лит.: Инновации в организациях. Труды конференций и семинаров ВНИИСИ/Отв. ред. Н. И. Лапин. — М.: ВНИИСИ, 1980— 1987;ЛапинН. И. Актуальные проблемы исследования нововведений // Социальные факторы нововведений в организационных системах. Труды конференции. — М.: ВНИИСИ, 1980; 2) Формирование и реализация современной инновационной стратегии организаций // Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: Д. С. Львов,
Г. Поршнев. — М.: «Экономика», 2002; Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. — М.: Политиздат, 1989; Lundvall В.-А. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. — London: Pinter Publishers, 1992.

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
267.14 кб

Инновационная социология (социология социальных нововведений)

Кондауров В.И.
Социальное новаторство, как специфическая фора жизнедеятельности, будучи уникальным общественно-историческим явлением, требует соответственно новаторских (инновационных) методов его познания и освоения.
Читать PDF
198.76 кб

Инновационная диагностика управленческого консалтинга нововведений

Шкарупета Е.В.