ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИОННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
(предприятия, организации) – способность и готовность создавать, осваивать и реализовывать инновации. Раскрытие сущности понятия И. в. целесообразно осуществлять через определение его составных категорий, т. е. через определение понятий «способность» и «готовность» осуществлять инновационную деятельность. Способность отражает обладание коллективного хозяйствующего субъекта определенным потенциалом для осуществления инновационной деятельности.
Каждая деятельность предъявляет определенные требования к возможностям субъекта по ее осуществлению (чтобы создать и освоить один тип инновации, например базисный, нужны значительные финансовые средства, современное производственное оборудование, квалифицированный персонал, а для освоения улучшающих инноваций требуются значительно меньшие финансовые, временные и иные затраты). Способность предприятия к осуществлению инновационной деятельности отражает меру соответствия потенциала предприятия требованиям определенного вида инновационной деятельности. Определяется преимущественно факторами внутренней среды предприятия, к которым относятся: материально-технический потенциал – совокупность основных промышленно-производственных средств (ОППС) предприятия (здания, сооружения, оборудование, и их технико-технологические характеристики – уровень износа, технологический уклад, возможность модернизации и т. д.); финансово-инвестиционный потенциал – совокупность финансовых и инвестиционных средств предприятия, позволяющих ему осуществлять эффективную и устойчивую хозяйственную деятельность; научно-технический потенциал – совокупность нематериальных активов (лицензии, патенты, ноу-хау, разработки) и материально-технических средств (лаборатории, опытное оборудование, программное обеспечение), которыми располагает предприятие для осуществления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); кадровый потенциал – совокупность работников, обладающих определенным уровнем профессионально-квалификационной подготовки, а также креативных способностей, т. е. способностей генерировать новые знания, создавать, осваивать и реализовывать инновации.
Развитие инновационной экономики возможно лишь в том случае, если на ментальном человеческом уровне существует адекватное современному этапу НТП восприятие новых идей и технических систем, готовность к их реализации в различных сферах практической деятельности. Такой поведенческий тип характеризуется понятием «креативного мышления», которое предполагает генерирование новых идей и целей, разработку путей их достижения, ранее не известных субъекту деятельности. Готовность к осуществлению инновационной деятельности рассматривается как мотивированность, настроенность коллективного хозяйствующего субъекта использовать свой потенциал и перестраивать свою деятельность в соответствии с созданием, освоением и реализацией инноваций. Готовность отражает меру мотивированности коллективного хозяйствующего субъекта реализовать свою способность участия в инновационной деятельности, т. е. наличие условий, побуждающих и позволяющих создавать, осваивать и реализовывать инновации.
Иначе говоря, готовность предприятия осуществлять инновационную деятельность означает, что оно настроено, мотивировано, заинтересовано в осуществлении инновационной деятельности; что есть стимулы (законы, налоги, преференции, инновационная инфраструктура), повышающие заинтересованность предприятия разрабатывать, осваивать и внедрять инновации.
Готовность коллективного хозяйствующего субъекта к осуществлению инновационной деятельности формируется в основном факторами внешней среды предприятия, к которым относятся: государство –влияет посредством: государственной социально-экономической политики, определяющей общие институциональные условия хозяйственной деятельности (нормативно-правовую базу, бюджетно-налоговую, денежнокредитную, таможенную политику и т. д.), государственной инновационной политики, направленной на регулирование процессов создания, освоения и использования инноваций, государственной научно-технической политики, определяющей национальные научно-технические приоритеты (направления фундаментальных и прикладных исследований, учет потребностей производства и т. д.); образование –влияет посредством: системы профессионального обучения, определяющего направления и уровень первичной подготовки кадров (перечень профессий, типовые учебные планы и программы), степень ее соответствия требованиям инновационной экономики, системы профессионального обучения, призванной через процессы повышения квалификации, переподготовки, обучения вторым (смежным) профессиям, курсы целевого назначения обеспечить соответствие наличной профессионально-квалификационной структуры занятых и производственных запросов, изменяющимся в ходе инновационной деятельности; рынок –влияет посредством: рынка научно-технической продукции как регулятивного механизма, который позволяет экономическими методами решить задачу трансфера инноваций из сферы науки в сферу производства, обеспечивая тем самым непрерывность инновационного цикла, а также включить интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот и организовать ее защиту, создать благоприятные условия для международного научно-технического сотрудничества, финансового рынка, обусловливающего возможности кредитования и привлечения заемного, венчурного финансирования инновационных проектов, рынка труда, посредством каналов распределения трудовых ресурсов, создающего возможности удовлетворения кадрового спроса предприятий; наука –влияет посредством выполнения когнитивных (получение нового знания и объяснение устройства мира) и социальных функций (удовлетворение запросов общества, выражающихся в ускорении научно-технического и социального прогресса; осуществление научного сопровождения системы образования и других сфер национальной экономики).
Полнота реализации функций науки предопределяет наличие перспективных научно-технических разработок и характеристики взаимодействия науки (фундаментальной и прикладной –отраслевой и заводской науки) с предприятиями по поводу разработки и внедрения инноваций. Результативность выполнения наукой функций определяется как количеством инноваций, востребованных практикой и традиционализированных в культуре, так и ученых, занятых в иных, отличных от науки, сферах деятельности. Наука является единственной сферой, способной дать желаемый результат –инновацию –на основе сочетания планомерности, определенности объема ресурсов всех видов и временных интервалов.
Лит.: Социальные проблемы формирования инновационной экономики в Республике Беларусь / Г. Н. Соколова, Н. Н. Сечко, Е. В. Таранова / под науч. ред. Г. Н. Соколовой. –Минск, 2008. Н. Н. Сечко

Источник: Экономико-социологический словарь.