ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ (ИТК)

Найдено 1 определение
ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ (ИТК)
одно из направлений совместной работы институтов народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) и социологии (ИС) РАН в рамках программы фундаментальных исследований Президиума РАН. В процессе этой работы было установлено наличие слабоположительной тенденции роста экономики с 1998 г., достигшего при этом всего 42% от уровня стандартов стран ЕС. Неутешительный вывод таков: если у нас сохраняться сложившиеся темпы перехода к этим стандартам, то на достижение уровня ЕС нам потребуется еще 20–25 лет. При этом ни ЕС, ни такие страны как США и Япония, где стандарты еще выше, не собираются стоять на месте. Рейтинг конкурентоспособности России, по оценке экспертов Всемирного банка, оставляет нам 63 место среди 131 страны. Основная причина такого положения в превалировании в нашей экономике экспортно- ориентированных добывающих отраслей. Отказ от этой стратегии в ближайшем будущем неизбежен. Однако переход на новую стратегию, на стратегию инновационной индустриализации требует сверх усилий и, прежде всего, преодоления сопротивления экономических субъектов, заинтересованных в экспорте ресурсов, а также преодоления инерции развития отечественной социальной организации производства как преимущественно вертикально интегрированной. В концепции ИНП РАН утверждается, что одними директивными методами и изменением законодательства наше отставание ликвидировать невозможно. Необходимы, по крайней мере, следующие шаги: 1) широкое использование заемных и разработка собственных инновационных технологий, 2) установление низких налогов для включенных в инновационную сферу предприятий и прежде всего перерабатывающих и обрабатывающих отраслей, 3) использование активных средств и инструментов стимулирования спроса на разработку и применение на наших производствах современных технологий. Существенно и то, что в концепцию инновационной модернизации включены и два непреложных императива, выполнение которых, на самом деле, затронет не только экономику, но и традиционную для нашей страны систему управления, зараженную стереотипами индустриализации «по-советски», и образцами вновь приобретенной “культуры” коррупционных схем. Первый касается сути концепции инновационной индустриализации. Он постулирует полный отказ от восстановления устаревших отраслей и подотраслей, создания на месте старых производств новых - современных инновационных центров. Второй признает возможность реализации этого подхода к управлению инновационной политикой без привлечения существующих министерств и ведомств, а на основе самоуправляемых холдингов и инновационно - технологических кластеров. Эти императивы создают новые проблемы, выходящие за рамки существующих социально-экономических и технологических пространств, и переходят в плоскость трансформации институциональной и социокультурной среды, в рамках которой инновационно-технологическая политика только и сможет стать осуществимой. В социологии управления для постановки и решения таких проблем используется принцип социально-организационного и социально-технологического зонирования. Социально-технологическое зонирование распространяется на всю цепочку: НИОКР – производство – реализация продукции. Опыт такого рода зонирования получил в своё время положительную оценку в исследованиях Тавистокской социологической школы (Англия) еще в 1960-е, в исследованиях Института анализа предприятий и рынков ГУ– ВШЭ (2004–2007) и в целом ряде других, в том числе и нашего Центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН.. Оказалось, что такого рода зонирование, способно демпфировать авторитарные амбиции высокоресурсных групп и снимать напряжение в отношениях между участниками в цепочке технологических переделов при разработке и опробовании новых идей производства и реализации продукции. Этот опыт может оказаться чрезвычайно полезным и при создании самоорганизующихся холдингов и инновационно-технологических кластеров (ИТК) при реализации концепции инновационной индустриализации. В научном плане речь идет об экспликации явных и латентных функций и структур социальных организаций, вовлекаемых в реализацию инновационной политики, способствующих или препятствующих ускорению создания и распространения конкурентоспособных технологий, а также корректировке на этой основе и среднесрочных прогнозных оценок, необходимых для разработки стратегических планов и задач. Центральной проблемой здесь становится управляемость процесса инновационной индустриализации на макро-, мезо- и микро- организационных уровнях. В практическом плане речь идет о социально-прогнозном проектировании успешной работы ИТК на основе зонирования их деятельности в конкретных территориально- отраслевых координатах и социально-экономических обстоятельствах. Общей целью исследования является дифференцированная оценка влияния социально-организационных факторов на повышение конкурентоспособности отечественных инновационных производств и, конкретно, кластеров в перерабатывающих и обрабатывающих отраслях отечественного производства. Задачами исследования выступают: 1) оценка состояния и прогноз тенденций регионально-отраслевого зонирования при создании и организации работы инновационно- технологических кластеров; 2) оценка влияния социально-организационных факторов на реализацию полного цикла разработки и внедрения инновационных технологий в определённой промышленной отрасли; 3) практическая проверка возможностей методологии социально-прогнозного проектирования успешной работы инновационно- технологических кластеров в экспериментальных условиях. Работа производится в три этапа. На первом создается база эмпирических данных о состоянии дел по созданию инновационно-технологических кластеров во всех регионах страны и их отраслевой структуры. Основным инструментом является дистанционный анализ сайтов реальных и потенциальных субъектов инновационной политики (администраций отраслевых министерств, регионов, подведомственных учреждений, научно исследовательских центров и организаций, бизнес-структур, неправительственных организаций и т.п.). На втором этапе предметно изучается состав участников и их отношения по всему цикла разработки и осуществления инновационных технологий в отдельных кластерах промышленной отрасли, отобранных совместно с ИНП РАН. Инструментами здесь выступают интернет-технологии и социологические опросы экспертов. На третьем этапе, на примере одного из наиболее продвинутых кластеров, производится экспериментальное внедрение социально-прогнозного проекта горизонтально интегрированной организации в соответствии с моделью социокультурного зонирования. На всех этапах анализируются материалы статистики и финансово-экономической отчетности. Одновременно проводится мониторинг регионально-отраслевых тенденций инновационной политики в стране, по методике исследования первого этапа. Предполагается, что результатов таких исследований достаточно для научного обоснования методологии решения задач построения в нашей стране сети ИТК..
Лит.: Комков Н.И., Селин В.С. Цукерман В.А. Инновационная экономика // Энциклопедический словарь-справочник. М., 2012; Комков Н.И. [и др.] Кластерный подход к инновационно-технологическому развитию. Методические и организационные вопросы /\ Модернизация. Инновации. Развитие. 2013, .№ 2 (14); Социология управление: фундаментальное и прикладное знание. Отв. ред. А.В.Тихонов..М.,2014. А.В. Тихонов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.