совокупность рационалистских подходов, сформировавшихся в рамках современной социологии организаций и психологии во второй половине 60-х – начале 70-х гг. XX в. на Западе.
Организация рассматривается как искусственная система, а организационное развитие связывается процессом, именуемым нововведением, под которым понимается инициируемый менеджером, планируемый и управляемый процесс внедрения в организацию качественных изменений – новшеств (см.: Организационное развитие; Социология организаций). Новшества могут быть разделены: по характеру — на социальные (изменение структуры, способов обмена, контроля, системы распределения) и технические; по направленности — на обеспечивающие, т. е. способствующие внедрению проекта, и продуктивные, т. е. ведущие к созданию нового объекта; по отношению к предшествующим изменениям – на заметающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения (возвращение к старому). Нововведение обычно рассматривается, с одной стороны, как поэтапный процесс внедрения, распространения (диффузии) новшества, а с другой – как социокультурный процесс, связанный с изменением структуры, функций организации и ценностно-нормативной системы ее членов. Внедрение новшества – это процесс вторжения элементов новой культуры в старую культуру отношений, который именуется интервенцией. Организация трактуется как проектируемая, искусственно создаваемая под цель пластичная инструментальная система (см. Естественная модель в теории организации) и изучается через призму внедрения новшества. Менеджер при этом выступает в качестве фигуры, определяющей логику и направления развития организации (агент изменений). Проблематика И. К. Р. О. объединяет такие разнородные направления в социологии организаций и психологии, как исследование жизненных циклов инноваций и условий внедрения новшества, изучение восприятия новшества работниками, формирования инновационной культуры, инновационного потенциала организации, анализ характеристик работников, склонных к инновационной деятельности и др.
Проблемам инноваций в социальных исследованиях посвящены работы культурологов прошлого века, определявших инновацию как процесс введения элементов одной культуры в другую, а также работы экономиста Й. Шумпетера, который увидел в технических инновациях средство преодоления экономических спадов.
Разработка проблематики И. К. Р. О. связана также и с именами Т. Парсонса и К. Левина. Так. Т. Парсонс, рассмотрев процесс социальных изменений, обусловленных сознательной активностью личности, ввел для его обозначения понятие «харизматическая инновация». К. Левин, который описывал управление как процесс планируемых изменений, во-первых, ввел представление о «поле социальных сил», препятствующих или способствующих внедрению социальной инновации, во-вторых, подчеркнул культурную природу инновационных процессов, в-третьих, выделил три фазы инновационных процессов в логике деинституционализации и институционализации новшества: размораживание (ситуация тревожности, напряженности, готовности коллектива к переменам, связанная с процессами деинституиионализации организационных отношений); собственно изменение (идентификация работников в процессе нововведения, проявляющаяся в их готовности следовать проекту), а также усвоение (перевод целей нововведения в плоскость личных целей работников); замораживание (испытание и институционализация новых образцов, созданных в ходе изменений). Инновационная проблематика отражена в работах многих других видных представителей социологии организаций и теории организации, а также управленческой практики (П. Блау, П. Друкер, Дж. Марч. Г. Саймон, Дж. Томпсон, Дж. Хомане и др).
В современной организационной теории инновационная проблематика представлена в работах И. Ансоффа, К. Арджириса, С. Беккера, Т. Бернса, Р. Данкана, К. Дэвиса, Дж. Залтмана, М. Киртона, У. Кэммерера, Г. Липпита, Р. Лэвиджа, Д. Миллоу; Дж. Ньюстрома, Э. Роджерса, С. Сигела, Э. Шейна, Дж. Штайнера и др.
Инновации трактуются обычно как социокультурный процесс, связанный со сменой последовательных фаз освоения новшества (жизненный цикл инновации). Можно выделить два типа моделей, описывающих этот процесс: индивидуально-ориентированные модели, в которых инновация рассматривается через призму изменения отношения работников организации к новшеству (когнитивная модель); организационно-ориентированные модели. Типичная модель первого типа (Дж. Залтман, Р. Лэвидж, Э. Роджерс, Дж. Штайнер и др.) воспроизводит инновационный процесс, состоящий из трех фаз: а) разработка новшества (формирование концепции и документальное описание новшества); б) подготовка и принятие решения о его внедрении (выработка альтернатив, отбор критерия оценки эффективности внедрения, просчет последствий, подготовка решения); в) реализация решения (преодоление сопротивления и рутинизация нововведения). В организационно-ориентированной модели (Р. Данкан, Э. Роджерс, Д. Миллоу, Дж. Залтман и др.) инновационный процесс рассматривается как созидательный процесс формирования принципиально новых, ранее не существовавших конфигураций, обеспечивающих распространение (диффузию) новшества, а инновации – как жизненный цикл структурно-функциональных изменений в социальной системе и одновременно изменений в символических структурах ее членов. В качестве типичной может быть названа модель Д. Миллоу, включающая следующие фазы: концептуализация новшества; принципиальное принятие инновации; приобретение ресурсов; реализация инновационной концепции; институционализация результатов. Важное значение в указанных моделях имеют восприятие нововведений работниками, подготовка управленческих решений, касающихся изменений (административных и коллективных). Большое внимание уделяется оценке риска, контролю за процессом нововведений, технологии их реализации, преодолению сопротивления изменениям, формированию инновационной культуры (см.: Организационная культура; Консерватизм организации).
Относительно источника, стимулирующего планируемые изменения, в рамках И. К. Р. О. сформировались два подхода. В первом подходе (наиболее распространенном) процесс организационного развития рассматривается как эндогенный, побуждаемый внутриорганизационными проблемами — конфликтом, несоответствием ожиданий реальности и др. Механизмы изменений в этой версии рассматриваются в работах М. Киртона, У. Кэммерера, С. Сигела и др. Второй подход связан с фиксацией экзогенного характера процесса и совмещает инновационный взгляд на природу организационных изменений с инвайронментальным подходом к проблемам описания функционирования организации (см. Инвайронментальные концепции организации). Ярким примером такого подхода является концепция стратегического управления организацией — И. Ансофф, К. Арджирис, Р. Данкан, Дж. Залтман и др. (см.: Стратегия организации; Планирование; Теория ресурсной зависимости). Отличительной его чертой является то, что активная инновационная позиция, определяющая разработку и реализацию стратегии организации, побуждается динамикой внешней рыночной среды (рынок, ресурсы) и направлена на внешнюю среду (см. Внешняя среда организации).
Особое развитие И. К. Р. О. получили в нашей стране с конца 70-х — начала 80-х гг. Основные разработчики – Н.И. Лапин, А.И. Пригожин, Б.З. Сазонова, В.С. Дудченко и др. Хотя традиционная проблематика И. К. Р. О. и не игнорировалась, основное внимание уделялось проблемам подготовки конвенционального проекта изменений и технологии его реализации, преодоления консерватизма организационной среды (см. Консерватизм организации). Проект изменений рассматривался как совокупность идеальных представлений о желательном состоянии организации, «опредмеченный идеал» или некий желательный эффект. Суть организационного развития сводилась к процессу создания условий для перевода организации из «реального состояния» в «желаемое» или инструмента для достижения этой цели (А. И. Пригожин) (см. Целеполагание в организации). Процесс целедостижения или создания средств для достижения цели трактуется как организационное развитие. Большое значение имеют оценка ситуации и выработка конвенционально приемлемого коллективного проекта, обеспечение процесса его реализации. Любые качественные изменения в рамках данной концепции понимаются как позитивные и самоценные для организации, даже если они препятствуют режиму ее нормального функционирования. При этом за основу берется принципиальное противопоставление организационного развития функционированию организации (Б. Сазонов).
ИННОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000