ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

инновационный процесс
Innovation process Процесс преобразования научного знания и/или новаторских идей в различных сферах жизнедеятельности в инновацию, последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии (интеллектуального товара) или услуги и распространяется при практическом использовании.

Источник: Глоссарий по информационному обществу.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
( ИП ) – последовательность стадий и этапов, от возникновения новых идей и научных знаний, создания основанных на них новых технологий и технических новшеств, до их воплощения в новых видах продукции и услуг. ИП обладает сложной структурой и динамикой. Его сновные компоненты таковы: а) генерирование идей; б) разработка на их основе методов; в) применение новых приемов деятельности и новых технологий на практике; г) конструирование новых разработок и технических устройств; д) воплощение последних в новых видах товаров и услуг; е) организация соответствующих социальных процессов и управленческих мероприятий. Все эти компоненты ИП органично взаимоувязываются с осуществлением целого ряда новаторских действий: научных, технических, организационных, маркетинговых, финансовых, коммерческих, управленческих. При решающей роли в ИП деятельности творческой и научной элиты и инженерно-технических работников, прежде всего конструкторского персонала, он не может воплотиться в реальную высокоэффективную продукцию либо услугу без включенности в него менеджеров (управленцев), предпринимателей (включая фермеров) и всех категорий экономически активных социальных групп. Столь сложный и многозначный процесс целенаправленной творческой деятельности как ИП, несомненно, нуждается в научно обоснованном и новаторском же, в своей сущности, управлении. Лит. Бабосов Е.М. Социология управления. 6-ое изд., перераб. и доп. Минск, 2010; Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.-СПб - Киев, 2004; Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб., 2008. Е.М. Бабосов

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
процесс создания, распространения и использования новшества (т.е. совокупности новых идей и предложений, которые потенциально могут быть осуществлены и при условии масштабности их использования и эффективности результатов могут стать основой любого нововведения). Это преобразование новых видов и способов человеческой жизнедеятельности (нововведений) в социально-культурные нормы и образцы, обеспечивающие их институционное оформление, интеграцию и закрепление в культуре общества.
И.П. выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Эти процессы носят дискретный, обычно циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения и направленный не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм и ролей, а нередко и с их заменой. Это одна из основных социокультурных предпосылок развития общественной практики, обогащения ее новыми познавательными, технологическими, эстетическими и всеми другими формами человеческого опыта.
И.П. определяется двойственной природой нововведения: как непосредственного опыта, формирующегося в рамках конкретного вида деятельности (научно-исследовательской, производственной, бытовой и др.), с одной стороны, и как нового опыта, получившего общесоциальное и общекультурное значение в качестве устойчиво воспроизводимого элемента общественной практики, явления, факта культуры - с другой. Таким образом, И.П. представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу опыта общественно-исторического. Такой переход осуществляется в различных формах. И.П. может выступать в форме прагматизации новых продуктов духовного производства, в результате которой они переводятся, переоформляются в нормы практической деятельности. Новое знание, возникающее как непосредственный опыт в рамках работы исследовательского характера, выводится из сферы познавательного процесса и переоформляется в инновационный процесс в новых системах технологической деятельности. В свою очередь, наука выступает как механизм И.П. по отношению к различным формам практической деятельности, тогда как она делает своим объектом эмпирически возникающие новшества, становящиеся в последствии нововведениями, дает им рациональную интерпретацию, превращает их в формы теоретического знания. Наряду с прагматизацией и идеализацией важной формой И.П. выступает трансляция нововведений в систему культурных норм и образцов, подлежащих воспроизводству в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в И.П. в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации и коммуникации и т.д., которые обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественной практики.
Е.Е. Кучко

Источник: Социология: энциклопедия

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
движение инновации от идеи новшества до его использования конечным потребителем.
Структура И. п. определяется предметной логикой инновации. Первоначально исследователи и практики выделяли три стадии И. п.: фундаментальное исследование, изобретение новшества, разработка его «ноу-хау». Затем добавили такие стадии: подготовка и запуск нового производства; использование/потребление новшества, включая сервисное обслуживание сложной техники (автомобиль, самолет и т. п.) и утилизацию отходов; маркетинг. Ныне выделяют от 6 до 9 стадий. Одной из типовых является модель, представленная в табл. 3
Затраты распределяются по этим стадиям неравномерно, но неизменно отмечается рост доли затрат на исследования и разработки, особенно быстро растут затраты на маркетинг.
Учитывая состояние И. п. в российской промышленности, целесообразно различать три основные их формы:
- Локальное произ-во новшества. Оно характеризуется тем, что ограничивается произ-вом и использованием/потреблением овшества лишь той фирмой, которая его заказала: либо это фирма-изготовитель, либо фирма-заказчик. Локальный инновационный цикл включает: 1) разработку проекта инновации, в который входит техническое и экономическое ее обоснование, на основе потребности фирмы в новшестве, наличия открытия, изобретения, рационализаторского предложения; 2) первое освоение новшества, в том числе прикладные исследования, разработки, изготовление опытного образца и первое тиражирование новшества, первое его производство для нужд фирмы-изготовителя или фирмы-заказчика; 3) первое использование новшества, его потребление внутри фирмы-изготовителя или фирмы-заказчика, включая первый опыт сервисного обеспечения.
- Монопольное произ-во новшества: как и в первом случае, его осуществляют фирмы-создатели, но свою продукцию они продают через внешний рынок, адресуя ее многим потребителям. Возникает промежуточный воспроизводственный цикл, когда рыночный механизм включен, но его действие ограничено наличием единственного производителя. Он позволяет фирме-актору определять рыночные цены и получать монопольную сверхприбыль.
- Расширенное произ-во новшества характеризуется тем, что это производство осваивается многими фирмами. Цикл инновационного процесса становится полным. Дополнительно к стадиям предыдущего цикла появляются еще две: распространение методов производства новшества (ноу-хау) и форм его использования; расширенное производство новшества, а также финишная стадия — рутинизация производства и самого «новшества» в окружающей среде, вплоть до насыщения рынка данным новшеством и прекращения его производства.
Лит.: Лапин Н. И. Формирование и реализация современной инновационной стратегии организаций II Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы / Рук. авт. кол.: С. Львов, А. Г. Поршнев. — М.: «Экономика», 2002; Policies for the stimulation of industrial innovation: Analitical report. — Paris, 1978.
И. Лапин

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.05 кб

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Калугина З.И., Фадеева О.П.
Статья подготовлена по следам двух социологических экспедиций 2007 г. и 2008 г. в Кемеровской области, посвященных инновационным процессам в аграрном секторе.
Читать PDF
19.49 мб

Развитие школы как инновационный процесс

Султанова Татьяна Анатольевна
Статья посвящена изучению проблемы инновационного развития современной школы. Описана значимость исследования природы инноваций, а также управления инновациями в контексте жизнедеятельности школы.
Читать PDF
359.00 кб

Обобщенная модель инновационного процесса

Лазарев В.С.
Вопрос об инновациях, их распространении в образовательном пространстве, их качестве остается злободневным. Почему одни новшества распространяются быстро, а другие остаются невостребованными, хотя они объективно полезны?
Читать PDF
397.06 кб

Инновационные процессы в общем образовании

Харисова Л. А.
В статье рассматриваются теоретические основы оценки качества инновационной деятельности школ и результаты эмпирического исследования восприимчивости школ к новшествам лаборатории анализа инновационных процессов в общем образовани
Читать PDF
132.75 кб

Инновационные процессы в образовании Якутии

Григорьева А.А., Николаева А.Д.
В статье приводится аналитический материал, отражающий динамику происходящих в Якутии инновационных процессов, начиная с 1990-х гг. Раскрывается периодизация этапов развития образовательных инноваций на примере Якутии.
Читать PDF
138.81 кб

Оценка инновационных процессов В ОБРАЗОВАНИИ

Васимов Р. В.
Инновационные процессы оказывают положительное влияние на развитие у учащихся интереса и способностей к различным учебным предметам, творчества, активности.
Читать PDF
214.62 кб

Проектирование инновационных процессов в вузе

Амиров А. Ф., Хусаенова А. А.
На основе анализа характеристик проектирования и реализации инновационного образовательного процесса в высшей школе описаны особенности внедрения инноваций в медицинском вузе.
Читать PDF
611.63 кб

Субъект регионального инновационного процесса

Летута С.
Читать PDF
308.16 кб

Развитие инновационных процессов в образовании

Шендерей Павел Эдуардович, Романова Ираида Николаевна, Шендерей Евгений Эдуардович
В работе рассматриваются инновационные процессы в образовании, которые представляют собой процессы создания, освоения и применения педагогических новшеств, т.
Читать PDF
629.67 кб

Инновационные процессы в науке и в образовании

Ахмедова Нигора Дадахановна, Гафурова Юлдуз Каххаровна, Хаитбаева Гулбахор Икрамовна
В данной статье рассматриваются проблемы инновационной активности в науке, образовании и частном секторе. Авторы выражают различные точки зрения о понятии «инновация».
Читать PDF
309.31 кб

Инновационные методы в образовательном процессе

Лебедева Надежда Николаевна
Читать PDF
141.39 кб

Философия и методология инновационного процесса

Завадовский В. В.
Современная экономика характеризуется бурными инновациями. Основой ее являются творческие личности. Для активизации инновационной деятельности в России необходимо понимать философию процесса создания и внедрения инноваций.
Читать PDF
346.77 кб

Инновационные технологии в учебном процессе вуза

Фадеева Е. Ю.
Педагогическая технология – это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса. Технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс.
Читать PDF
176.05 кб

Управление инновационными процессами в образовании

Табарданова Т. Б.
Ответ на вопрос, почему без владения специальными технологиями управления руководителям часто не удается реализовать замыслы инновационных преобразований, состоит в том, что инновационные процессы (т.е.
Читать PDF
402.35 кб

Управление инновационными процессами в образовании

Табарданова Т. Б.

Похожие термины:

  • управление инновационным процессом

    Innovation management Син. русск.: менеджмент инновационный Комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью