ИНСТИКТИВИЗМ
ИНСТИКТИВИЗМ
направление, пытавшееся объяснить социальные явления и процессы посредством обращения к биологической природе человека. Концептуально направление оформилось на рубеже 19-20вв. Его стержнем стала теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла, главная идея которой заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее качество, объединяющее человека и животных. Человек обладает следующими основными парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства с чувством самосохранения; воспроизведения рода - с ревностью и женской робостью; приобретение - с чувством собственности; строительство - с чувством сознания; стадный инстинкт - с чувством принадлежности и т.д. Из этих инстинктов Мак-Дугалл выводит основные социальные институты (семья, торговля и др.) и процессы (например, войны). Наибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальных институтов. Другой видный представитель инстинктивизма, Лебон, доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей («толп») ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность исчезает личность как таковая. Приверженцы инстинктивизма по-разному трактуют не только содержание, но и число «базовых инстинктов». Мак-Дугалл называл 18 основных инстинктов; У.Джемс насчитывал их 38, Фрейд свел их к двум основным. К 1924г. насчитывалось суммарно 15789 отдельных институтов «укрупнявшихся» до 6131 «базового». В последние годы в западной науке вновь появились признаки оживления идей инстинктивизма, в частности в рамках «этологических» и «социобиологических» объяснений социального поведения и общественной жизни.
Источник: Глоссарий по биосоциологии