ИНСТИНКТИВИЗМ в социологии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИНСТИНКТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
(от лат. instinctus - побуждение) - позитивистское течение, сложившееся в XIX - начале XX в., представители которого (У. Мак-Дугалл, Г. Лебон), следуя методологическим принципам социал-дарвинизма, пытались интерпретировать социальные явления в рамках биологических теорий инстинкта.

Источник: Социология Словарь-справочник. 2006 г.

ИНСТИНКТИВИЗМ в социологии
направление, пытавшееся объяснять социальные явления и процессы посредством обращения к биологической природе человека. Близкие этому идеи прослеживаются у разных авторов на протяжении истории науки. Концептуально направление оформилось на рубеже 19—20 вв. Его стержнем стала теория инстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла, главная идея к-рой заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты, выражающие стремление к цели как общее кач-во, объединяющее человека и животных. В противовес бихевиоризму Мак-Дугалл создал «целевую», или «гормическую» (от греч. «гормэ» — стремление, желание, порыв), концепцию поведения. Согласно ей, организм наделен витальной энергией, проявляющейся в гормэ — движущей силе интуитивного характера и реализующейся в действии инстинктов. Набор инстинктов человека связан с психофизическим предрасположением — наличием наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Действие инстинкта включает аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Их внутр. выражение — неосознанные эмоции, влияющие на сознание и детерминирующие поведение. Человек обладает следующими осн. парами связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы связан с гневом и страхом; бегства — с чувством самосохранения; воспроизведения рода — с ревностью и женской робостью; приобретения — с чувством собственности; строительства — с чувством созидания; стадный инстинкт — с чувством принадлежности и т. д. Из этих инстинктов Мак-Дугалл выводит осн. социальные ин-ты (семья, торговля и др.) и процессы (напр., войны). Наибольшее значение придается стадному инстинкту, удерживающему людей вместе и лежащему в основе большинства социальных ин-тов. Следствия этого инстинкта — рост городов, коллективный характер труда, досуга, массовые сборища и т. п. Др. видный представитель И., Лебон, доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального уровня больших масс людей («толп») ими правят бессознательные инстинкты, проявляющиеся именно тогда, когда человек попадает в такую большую массу. В толпе снижается уровень интеллекта, падают ответственность, самостоятельность и критичность, исчезает личность как таковая. Лебон отвергал социализм и идею революционного преобразования об-ва, объявляя и то и др. порождением инстинкта разрушения.
Приверженцы И. по-разному трактуют не только содержание, но число «базовых инстинктов»: Мак-Дугалл называл вначале 11, потом 14, затем 18 осн. инстинктов; У. Джемс насчитывал их 38; Фрейд свел их к двум осн. К 1924 г. насчитывалось суммарно 15 789 отдельных инстинктов, «укрупнявшихся» до 6131 «базового», что, разумеется, не только снижало объяснительную силу И., но и подрывало доверие к нему. Кроме того, интерпретация социального поведения как врожденного стремления к цели узаконивала роль иррациональных, бессознательных влечений в кач-ве движущих сил не только индивида, но и об-ва в целом, что было чревато опасными выводами политического порядка. В последние годы в зап. науке вновь появились признаки оживления идей И., в частности в рамках «этологических» и «социобиологических» объяснений социального поведения и обществ, жизни. Д. В. Ольшанский

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.