1) системный императив, предписывающий необходимость сохранения целостности и обеспечения взаимосвязи различных элементов организационной системы в качестве важного условия ее выживания и предпосылки целенаправленной кооперированной деятельности; 2) одна из социальных функций организации в естественных моделях (см.: Социальные функции организации; Естественная модель в теории организации); 3) процесс обеспечения целостности и единства разнородных и разнонаправленных подсистем и социальных компонентов внутренней среды организации и одновременно результат этого процесса (степень интегрированности).
Представители школы человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер) обеспечение И. в О. рассматривали как процесс, обусловленный естественным для природы людей стремлением к сотрудничеству (см. Школа человеческих отношений). По мнению Ч. Барнарда и Ф. Селзника, стремление работников, подразделений и организаций к сотрудничеству и, соответственно, к И. в О. – весьма редкое явление в мире конкуренции и конфликта (см. Школа социальных систем). И. в О. часто трактовалась как результат сознательных усилий администрации в целях достижения согласия среди разноориентированных и иногда конфликтующих элементов организации (см. Принцип равновесии). В некоторых конфликтных моделях при решении проблемы И. в О. разрабатывались устойчивые институциональные образы, обеспечивающие установление равновесия в организационных системах (Л. Козер) в условиях перманентного конфликта (см.: Конфликт в организации; Образцы взаимодействия и деятельности).
В естественных моделях (см. Естественная модель в теории организации) И. в О. выступает важнейшим условием осуществления целевой деятельности и выживания организации (см.: Выживание организации; Социальные функции организации) н часто связывается с повышением удовлетворенности работников, выработкой единой организационной культуры, созданием благоприятного психологического климата, совершенствованием неформальных отношений, формированием эффективных организационных структур, подавлением конфликтов между различными подразделениями организации и др. (см.: Организационная культура; Конфликт в организации). Требование обеспечения высокого уровня интеграции является одним из важнейших функциональных императивов, выдвинутых школой социальных систем (см. Школа социальных систем). Этой же точки зрения придерживаются и представители всех системных концепций.
В ряде ранних системных концепций развития организации подчеркивался автоматически заданный, телеологически запрограммированный характер механизмов социальной И. в О. (гомеостатические модели). В более поздних концепциях, признававших искусственную или двойственную природу организаций, достижение известного уровня интеграции представлялось скорее как необходимое требование к администрации, а не как заданная и автоматически реализуемая программа социального организма. Однако большинство современных исследователей, начиная с представителей ситуационного подхода, считают, что в сложных организациях (см.: Сложные организации: Комплексные организации), действующих в динамичной внешней среде, для обеспечения интеграции требуются дополнительные средства (П. Лоуренс, Дж. Лор ш) и при этом достигается лишь ее относительный уровень, т. е. частичное и подвижное, «эквилибристическое» равновесие (см.: Эквилибристическое равновесие; Гетерогенность внешней среды).
170.80 кб
Организация обучения на основе принципа интеграции
В данной статье автор анализирует актуальность использования принципа интеграции в профессиональном образовании на примере изучения иностранного языка в процессе интеграции его с спец.предметом и информационными технологиями