ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ

Найдено 1 определение
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ
организации (учреждения) социальной защиты, деятельность которых направлена на профессиональную и социальную реабилитацию людей с ограниченными умственными и (или) физическими возможностями, имеющими инвалидность I–III групп, а также на укрепление материально-технической базы в решении вопросов социальной защиты инвалидов. Мастерские обеспечивают инвалидов рабочими местами с доступными для этой категории граждан видами деятельности.
В 2013 г. Федеральным законом “Об образовании в Российской Федерации” были внесены изменения, в соответствии с которыми все учреждения начального профессионального образования вошли в структуру средних профессиональных учреждений (техникумов и колледжей) или были реорганизованы.
В ГАУ г. Москвы “Научно-практический реабилитационный центр” с 1993 г. в рамках профессионального училища велась образовательная деятельность по программам начального профессионального обучения по специальностям “садовник”, “садовод”, “рабочий зеленого хозяйства”. В связи с реорганизацией, а также введением в действие Государственного национального стандарта по реабилитации инвалидов (ГОСТ Р 53873-2010) потребовалось создание инновационной модели процесса обучения инвалидов, в основе которой находится решение задач по комплексной реабилитации инвалидов с учетом возможностей каждого инвалида. В 2013 г. профессиональное училище было реорганизовано в интеграционные мастерские.
В 2014 г. в структуру интеграционных мастерских реабилитационного центра вошел центр трудовой адаптации и профориентации, который в соответствии с лицензией проводил обучение по программам профессиональной подготовки по специальностям “швея”, “вышивальщица текстильно-галантерейных изделий”, “цветовод”, “изготовитель изделий из дерева” и “обувщик по ремонту обуви”.
На основе изучаемых специальностей были сформированы интеграционные мастерские по следующим направлениям: мастерская фитодизайна — проводит работы по оформлению интерьеров композициями из живых и искусственных растений, изготовление букетов и корзин из живых и искусственных растений; мастерская цветоводства — проводит работы по выращиванию и уходу за интерьерными растениями, комплексные работы по выращиванию цветочных растений и уходу за цветниками; мастерская механизации — проводит работы по уходу за газоном (кошение, полив), работы по обрезке деревьев и кустарников, работы по подготовке почвы к посадкам, снегоуборочные работы; мастерская зеленого строительства — проводит работы по подготовке участка к благоустройству, осуществляет уход за деревьями и кустарниками, уход за дорожками и площадками; мастерская швейного дела — проводит работы по отработке практических навыков шитья, пошиву простых изделий, отработке умений и навыков ручной и машинной вышивки; мастерская по ремонту обуви — проводит работу по обучению практическим навыкам мелкого ремонта обуви, проводит знакомство с технологией пошива валяной домашней обуви; мастерская изготовления изделий из дерева — проводит работы по практическим навыкам изготовления художественных изделий из дерева, выжиганию по дереву, выпиливанию лобзиком, а также знакомство с основами реставрации и ремонта мебели.
Интеграционные мастерские осуществляют мероприятия по подготовке инвалидов к участию в трудовой жизни.
В мастерских проводится работа по следующим направлениям:
— обучение теоретическим основам профессии;
— обучение первичным практическим навыкам;
— закрепление практических навыков;
— изучение основ самостоятельной работы по профессии.
На обучение принимаются лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 15 до 45 лет, проживающие в Москве, имеющее документы об образовании государственного образца, после прохождения приемной медико-социальной комиссии. В процессе обучения на каждого учащегося в соответствии с медицинскими показаниями и ИПР разрабатывается индивидуальный план профессиональной реабилитации, включающий в себя программу профессиональной подготовки, мероприятия комплексной медицинской и социальной реабилитации.
В основу процесса профессиональной реабилитации в интеграционных мастерских положены специально адаптированные программы профессионального обучения, мероприятия по комплексной реабилитации с учетом особенностей обучающихся:
— удобный распорядок дня — с 9:30 до 14:30, обед с 12:30 до
13:00;
— увеличенный срок обучения (до 2 лет);
— введение в учебный план лечебной и адаптивной физкультуры;
— введение в учебный план занятий по социальной реабилитации;
— введение в учебный план дисциплин по смежным профессиям.
Основой технологии обучения в условиях интеграционных мастерских служит четкое определение конечной цели, а именно возможность социально-трудовой адаптации инвалидов. Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые люди с инвалидностью — это невозможность трудоустроиться, а зачастую и невозможность получить те или иные трудовые умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни в обществе. Мастерские помогают людям с ограниченными умственными и (или) физическими возможностями освоить разные виды профессиональной деятельности, обеспечивают инвалидов трудовой занятостью. Завершающим этапом профессиональной реабилитации в условиях интеграционных мастерских является обучение в трудовом отделении. Трудовое отделение интеграционных мастерских создано с целью трудовой адаптации выпускников в условиях производства, а также для трудовой занятости выпускников, т.е. занятости трудом с гуманной целью и активизации социально-трудовой функции личности.
Главным результатом работы мастерских является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных так называемым здоровым людям. При этом под социальными функциями понимаются трудовая деятельность, обучение, коммуникативная способность, умение организовать свой досуг и свою дальнейшую жизнь в целом.
Б.А. Сырникова
Лит.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 “Об образовании в Российской Федерации” (гл. 2 ст. 12); ГОСТ Р 53873-2010. Национальный стандарт РФ. Реабилитация инвалидов: Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.