Интеллект социальный, или интеллект общности
Интеллект социальный, или интеллект общности
относительно устойчивая форма совместной мыслительной деятельности (способности) людей, проявляющаяся в их общем творчестве, выработке и реализации решений, понимании ими самих себя, других людей и общностей, окружающего мира. И. с.не сумма индивидуальных интеллектов, а целенаправленная открытая система их информационного взаимодействия, уровень функционирования и отдачи которой определяется не столько индивидуальными способностями входящих в нее людей, сколько информационными связями (интеллектуальными коммуникациями между ними и всей системы с окружением). При этом информационные связи понимаются в содержательном (семантическом) плане как передача и получение знаний (отделившихся от их первосоздателей и ставших сообщениями). Хотя в общем плане проблемы «разумности» общества, одухотворенности социальных отношений ставились давно, в конструктивном плане проблема И. с. возникает в связи с созданием и использованием информационных технологий, основанных на искусственном (машинном) интеллекте. У общества появляется технологическая потребность в повышении интеллектуального уровня взаимодействия своих членов, развитии творческих процессов, обеспечении разумного функционирования своих институтов, особенно органов управления, включении здравого смысла во все поры жизни,потребность в формировании и развитии исторически возникшего И. с., без чего искусственный интеллект, какими бы совершенными машинами он ни был оснащен, эффективно работать не будет. Поэтому информатизацию общества, во всяком случае в ее существенных аспектах, следует понимать как его интеллектуализацию вместе со всеми последствиями. Речь идет о достижении так называемого синергетического эффекта (эффекта системного взаимодействия), который превышает сумму эффектов индивидуальных интеллектов, входящих в систему И. с. Для этого нужна всесторонняя рационализация организационно-экономических и правовых отношений, повышение образовательного уровня и обеспечение компьютерной грамотности, развитие культуры членов общества и творческого начала в их работе. Теоретическую базу такой рационализации, наряду с общественными науками, составляет социальная цитологиянаука, изучающая принципы и механизмы социального (коллективного) творчества, выработки и использования в общественной практике знаний, кх превращения в движущую силу прогресса. Социальная когнитология дополняет личностную когнитологию, изучающую принципы и механизмы индивидуального творчества. И. с. выступает внешним окружением, средой по отношению к индивидуальному интеллекту, определяющей полезную компоненту в работе каждой личности, конструктивность ее мышления. И. с. (общий) доминирует над индивидуальным (отдельным) интеллектом и в смысле его проявления (отдачи), и в смысле его развития. Это положение созвучно марксистскому тезису об определяющей, первенствующей роли общественных условий по отношению к личности. Информационные связи определяющим образом воздействуют на мыслительные процессы индивидов. Подход к общностям людей с позиций их совокупного интеллекта обусловливает переход на новый уровень понимания социокультурной динамики. И. с. опирается на определенные базовые структуры, составляющие интеллектуальное окружение личности, которая выступает первоисточником и конечным потребителем социальной информации. Существенное значение имеют накопленные в обществе знания, социальная память, уровень духовности, самосознания, информационного взаимодействия людей и их групп (усиливаемого на определенном историческом этапе посредством компьютерной и телекоммуникационной техники). Формирование и развитие И. с. связано с созданием элементов, структур, механизмов информационной среды, их оптимизацией. Первостепенное значение в этом имеют методы социологического анализа, инструментарий прикладной социологии (массовые обследования, экспертные опросы и т. д.). Конечной целью интеллектуализации общественных систем выступает создание эффективных механизмов перехода личностного (персонифицированного) знания в информационный ресурс, превращения знаний индивидов в элемент массового сознания и их практического использования (превращения «в силу»). Достижение этой цели непосредственно зависит от получения социологической информации, эвристической по характеру, несущей в себе образ личности (творца). Следует подчеркнуть, что речь идет о создании наилучших социальных предпосылок для творчества единого коллективного субъекта, умеющего аккумулировать свою интеллектуальную энергию, мобильно переключать творческие усилия, управлять творческими устремлениями входящих в систему индивидов, вооруженных средствами искусственного интеллекта. Категория И. с.-столь же важная социологическая категория, как и давно принятые в социологии понятия социальной (в отличие от индивидуальной) психологии, общественной этики и морали. Взгляд на общество и его подсистемы с позиций И. с., конечно, односторонний взгляд «срез» того или иного социума под определенным углом зрения. Но в условиях современной научно-технической революции именно такой социальный срез становится особенно важным, поскольку он открывает пути повышения эффективности компьютеризации народного хозяйства и наилучшего использования новых резервов общественного прогресса резервов организованного, целенаправленного массового творчества.
Источник: Социологический справочник