ИНТЕНЦИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИНТЕНЦИЯ
от лат. intentio - намерение) - англ. intention; нем. Intention. Намерение, устремленность, направленность сознания, воли, чувств на к.-л. предмет.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИНТЕНЦИЯ
равнодействующая мотива и цели, точнее – искомого результата деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. И, как правило, словесно не выражена в текстах. Формулировку можно встретить только относительно некоторых составляющих И., например, относительно идеи или цели сообщения. Сложнее найти формулировку для мотивов, ставших (являющихся) не всегда осознанным даже для коммуникатора импульсом общения. Понятие И. произошло от латинского слова intentio ("намерение, замысел").Оно означает коммуникативное намерение говорящего и имеет давнюю историю. Обращались к этому понятию еще античные философы и средневековые схоласты (Фома Аквинский, Иоанн Буридан), затем активно им пользовались психологи и философы (Ф. Брентано, К. Штумпф, Э. Гуссерль, Дж. Остин), позднее его заимствовали лингвисты (подробно интенциональные состояния описаны в работах Дж. Серля). Несмотря на глубинные различия в подходах к определению понятия И., можно выделить главное, что объединило всех авторов, которые изучали и описывали интенциональные состояния, это, во-первых, абстрактность понятия И., во-вторых, многоуровневость и сложность. Предложенные Т.М. Дридзе метод мотивационно-целевого (информативно-целевого) анализа, а затем семиосоциопсихологическая парадигма социального познания, положили начало введению понятия И. в социальную теорию и социологию. Новый метод позволил, при помощи формализованных процедур, суть которых заключается в перестроение текстов в соответствии определенной структурной схемой (от главного – к второстепенному, третьестепенному и т.д.), выявлять И. (целеполагание и мотивацию) автора, иными словами, отвечать на вопрос, зачем, с какой целью был создан тот иной текст.
Кроме понятия коммуникация, которое в семиосоциопсихологии приравнивается к диалогу, а диалог происходит только в том случае, если коммуникатор и коммуникант поняли И. друг друга, вводится понятия псевдокоммуникация (попытка коммуникации, не увенчавшаяся диалогом) и квазикоммуникация (ритуальное действо, не предполагающее по исходному посылу, взаимопонимания).
С адекватным прочтением И. связано и понятие коммуникативной эффективности. Коммуникативный процесс эффективен лишь в том случае, если И. коммуникатора и И. коммуниканта становятся понятны и доступны друг другу. Новый подход Т.М. Дридзе к определению понятия И., положил начало серии научных исследований, которые получили название семисоциопсихологические. В ходе семиосоципсихологических исследований телепередач, которые проводились на протяжении многих лет, с 1990 до настоящего времени, Т.З. Адамьянц, методом мотивационно-целевого (интенционального) анализа были выявлены и изучены основные коммуникативные И. Это позволило создать типологию современных коммуникативных И. при социальном общении: сообщать, распространять знания о действительности, информировать; просвещать людей, распространять культуру, идеи добра, смысла жизни, общечеловеческие ценности; пытаться понять и спрогнозировать дальнейший ход тех или иных событий; воздействовать на общественное мнение, на поведение и эмоции людей; оказывать помощь, поддержку в решении сложных жизненных ситуациях; реализовывать потребность (коммуникатора) в самовыражении, самопроявлении, самореализации. В целом ряде случаев личностные И. человека остаются непроявленными, что в одних случаях объясняется попыткой следования идее нейтральности как оптимальному типу общения, а в других случаях – банальностью, примитивностью целей и мотивов выходящей на общение личности. Среди И., связанных с самовыражением и самопроявлением личности, Т.З. Адамьянц выделяет такие модификации: «я – человек системы»; «не знаю, как лучше»; «я так считаю»; «экстаз»; «я – крутой»; «самооборона»; «все вокруг плохо»; «повеселело, позабавлю, приколюсь»; «спокойный оптимизм»; «интуитивный и духовный поиск, рефлексия». Управленческая интенциональность формируется из равнодействующих мотивов и целей участников управления и является характеристикой коммуникативной среды. Изучение управленческих ситуаций через призму доминирующих в процессе управления И. позволяет определить эффективность последних в связи с их разной интенциональной окрашенностью. См. также: Интенционального анализа метод.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2, М., 1990; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М., 2009. В.А. Шилова

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
236.62 кб

Интенция мышления человека и экзистенциональный смысл старости как итоговый этап долголетия

Шааб Ира Сергеевна
Мир обладает огромным потенциалом культуры, и задача культурологии применять социальные механизмы включения людей в мир прекрасного и формирования умений мыслить позитивно, потребности к образования ценностных ориентаций и следова
Читать PDF
52.08 кб

Интенция сознания и духовная жизнь личности

Лукин Анатолий Николаевич
В статье проводится анализ философских взглядов на интенцию сознания. Раскрывается роль значение интенции на формирование духовности человека.
Читать PDF
6.74 мб

Интенция обращения к Деве Марии и русской душе как основание социокультурной модели православной Рос

Перунова Наталья Владимировна
Статья посвящена исследованию художественно-образного языка белокаменного зодчества Владимирской Руси и через него проникновению в сущность стратегической для России модели-пути.
Читать PDF
236.11 кб

Медиабезопасность как интенция и важный критерий деятельности сотрудников корпоративных СМИ

Чемякин Юрий Владимирович
Анализируется влияние российской корпоративной прессы на медиабезопасность, исследуются особенности и возможности корпоративных медиа, их позитивные и негативные проявления в данной сфере.
Читать PDF
313.82 кб

Авторская интенция в информационной тележурналистике: опыт практического анализа

Пронин Александр Алексеевич
Статья посвящена проблеме автора в тележурналистике. Журналистское произведение анализируется в аспекте выявления коммуникативного намерения автора.
Читать PDF
1.57 мб

Интенция державного величия в политико-идеологических доктринах и практиках российской элиты в конте

Гнатюк Максим Александрович
Сложности социальной трансформации при-вели к тому, что российская власть, осознав свои новые интересы и ценности, стала эволюционировать в направлении неодержавности и политического авторитаризма.
Читать PDF
648.50 кб

Политико-правовая интенция применения военной силы в трудах Никколо Макиавелли

Тюкмаева Аида Маратовна
Слаженное функционирование политического аппарата управления обществом во многом определяется состоянием действующей политической обстановки, определяющей направление развития всех сфер общественной жизни.
Читать PDF
420.85 кб

Парадоксальная интенция в лого-и когнитивно-поведенческой терапии (эклектизм и интеграция в процессе

Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Юлия Викторовна
В статье затронута актуальная проблема отношений между разными направлениями в психотерапии и психологической супервизии (психосупервизии) проблема необходимости и возможности интеграции различных подходов в интересах клиента и па
Читать PDF
92.84 кб

Потенция и интенция человеческой природы и виртуальные технологии

Поликарпов В. С., Поликарпова В. А.
Читать PDF
585.78 кб

Философия Декарта: базовая интенция и статус антропологии

Маливский А. Н.
Цель. Цель статьи – подчеркнуть недостаточность редукционистских истолкований наследия Декарта и акцентировать конститутивную значимость антропологии в собственном проекте мыслителя. Методология.
Читать PDF
182.84 кб

«Воля к гуманизму» как интенция субъектности человека в постнеклассической культуре

Яныкина А. Н.
В статье рассматривается одно из проявлений человеческой субъектности «воля к гуманизму» как необходимое условие сохранения гуманистической направленности развития личности в постнеклассической культуре.
Читать PDF
237.70 кб

Универсалистская интенция философии и проблема человека в обществе знания

Крюков В.М.
Статья посвящена рассмотрению роли философии на этапе перехода общества к новой форме его организации обществу знания.
Читать PDF
881.50 кб

Антропологическая интенция философствования Рене Декарта и ее проявление в тексте «Правил»

Маливский А.Н.
Цель: исходя из понимания философии Нового времени как ответа на вызовы эпохи относительно построения объективной картины мира и самосозидания человека, проанализировать основные варианты оценки амбивалентности базовой интенции фи
Читать PDF
229.98 кб

Человек и интенция сверхчеловека

Артюхов Андрей Иванович, Калиоропуло Евгений Владимирович
В неклассической философии XIX-ХХ вв. актуальными были мировоззренческие проблемы, связанные со смысложизненным поиском, переоценкой сущности и существования человека.
Читать PDF
173.01 кб

Миф как интенция к целостности

Амельченко И. А.
Разрушение первоначального единства мифа и логоса, чувства и разума, материального и идеального, значения и знака породило интенцию личности и культуры к целостности, которая постоянно актуализирует старые мифы и творит новые.

Похожие термины:

  • коммуникативная интенция

    communicative intention лат. communicatio ‘сообщение, передача’ + intentio ‘намерение’. - намерение автора сообщения, цель создания высказывания, субъективная направленность коммуникации на некий объект. Коммуникат
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ процессов общения

    новый исследовательский метод (качественный), разработанный российским ученым Т.М. Дридзе в рамках экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигм. Основывается на эмпирически дока
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНТЕНЦИИ

    англ. intentions, communicative; нем. Kommunikative Intention. Субъективные мотивы, побуждающие индивида вступать в процесс коммуникации, к-рые обусловлены интересом либо к партнеру по коммуникации, либо к теме коммуник
  • ОБУЧЕНИЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ

    англ. learning, intentional; нем. Lernen, intentionales. Обучение, преднамеренное, целенаправленное в отличие от обучения случайного.
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ

    от лат. intentionalis - имеющий цель, намеренный) - англ. intentionality; нем. Intentionalitat. 1. В средневековой схоластике - целесообразность, смысловая направленность духовного познания. 2. В феноменологии - направленн
  • ИНТЕНЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА МЕТОД

    исследовательский метод (качественный), разработанный в рамках семиосоциопсихологической концепции социальной коммуникации. Основывается на эмпирически доказанных положениях об универсальнос