ИНТЕНЦИЯ
ИНТЕНЦИЯ
от лат. intentio - намерение) - англ. intention; нем. Intention. Намерение, устремленность, направленность сознания, воли, чувств на к.-л. предмет.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
ИНТЕНЦИЯ
равнодействующая мотива и цели, точнее – искомого результата деятельности, общения и взаимодействия людей с окружающим их миром. И, как правило, словесно не выражена в текстах. Формулировку можно встретить только относительно некоторых составляющих И., например, относительно идеи или цели сообщения. Сложнее найти формулировку для мотивов, ставших (являющихся) не всегда осознанным даже для коммуникатора импульсом общения. Понятие И. произошло от латинского слова intentio ("намерение, замысел").Оно означает коммуникативное намерение говорящего и имеет давнюю историю. Обращались к этому понятию еще античные философы и средневековые схоласты (Фома Аквинский, Иоанн Буридан), затем активно им пользовались психологи и философы (Ф. Брентано, К. Штумпф, Э. Гуссерль, Дж. Остин), позднее его заимствовали лингвисты (подробно интенциональные состояния описаны в работах Дж. Серля). Несмотря на глубинные различия в подходах к определению понятия И., можно выделить главное, что объединило всех авторов, которые изучали и описывали интенциональные состояния, это, во-первых, абстрактность понятия И., во-вторых, многоуровневость и сложность. Предложенные Т.М. Дридзе метод мотивационно-целевого (информативно-целевого) анализа, а затем семиосоциопсихологическая парадигма социального познания, положили начало введению понятия И. в социальную теорию и социологию. Новый метод позволил, при помощи формализованных процедур, суть которых заключается в перестроение текстов в соответствии определенной структурной схемой (от главного – к второстепенному, третьестепенному и т.д.), выявлять И. (целеполагание и мотивацию) автора, иными словами, отвечать на вопрос, зачем, с какой целью был создан тот иной текст.
Кроме понятия коммуникация, которое в семиосоциопсихологии приравнивается к диалогу, а диалог происходит только в том случае, если коммуникатор и коммуникант поняли И. друг друга, вводится понятия псевдокоммуникация (попытка коммуникации, не увенчавшаяся диалогом) и квазикоммуникация (ритуальное действо, не предполагающее по исходному посылу, взаимопонимания).
С адекватным прочтением И. связано и понятие коммуникативной эффективности. Коммуникативный процесс эффективен лишь в том случае, если И. коммуникатора и И. коммуниканта становятся понятны и доступны друг другу. Новый подход Т.М. Дридзе к определению понятия И., положил начало серии научных исследований, которые получили название семисоциопсихологические. В ходе семиосоципсихологических исследований телепередач, которые проводились на протяжении многих лет, с 1990 до настоящего времени, Т.З. Адамьянц, методом мотивационно-целевого (интенционального) анализа были выявлены и изучены основные коммуникативные И. Это позволило создать типологию современных коммуникативных И. при социальном общении: сообщать, распространять знания о действительности, информировать; просвещать людей, распространять культуру, идеи добра, смысла жизни, общечеловеческие ценности; пытаться понять и спрогнозировать дальнейший ход тех или иных событий; воздействовать на общественное мнение, на поведение и эмоции людей; оказывать помощь, поддержку в решении сложных жизненных ситуациях; реализовывать потребность (коммуникатора) в самовыражении, самопроявлении, самореализации. В целом ряде случаев личностные И. человека остаются непроявленными, что в одних случаях объясняется попыткой следования идее нейтральности как оптимальному типу общения, а в других случаях – банальностью, примитивностью целей и мотивов выходящей на общение личности. Среди И., связанных с самовыражением и самопроявлением личности, Т.З. Адамьянц выделяет такие модификации: «я – человек системы»; «не знаю, как лучше»; «я так считаю»; «экстаз»; «я – крутой»; «самооборона»; «все вокруг плохо»; «повеселело, позабавлю, приколюсь»; «спокойный оптимизм»; «интуитивный и духовный поиск, рефлексия». Управленческая интенциональность формируется из равнодействующих мотивов и целей участников управления и является характеристикой коммуникативной среды. Изучение управленческих ситуаций через призму доминирующих в процессе управления И. позволяет определить эффективность последних в связи с их разной интенциональной окрашенностью. См. также: Интенционального анализа метод.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2, М., 1990; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М., 2009. В.А. Шилова
Кроме понятия коммуникация, которое в семиосоциопсихологии приравнивается к диалогу, а диалог происходит только в том случае, если коммуникатор и коммуникант поняли И. друг друга, вводится понятия псевдокоммуникация (попытка коммуникации, не увенчавшаяся диалогом) и квазикоммуникация (ритуальное действо, не предполагающее по исходному посылу, взаимопонимания).
С адекватным прочтением И. связано и понятие коммуникативной эффективности. Коммуникативный процесс эффективен лишь в том случае, если И. коммуникатора и И. коммуниканта становятся понятны и доступны друг другу. Новый подход Т.М. Дридзе к определению понятия И., положил начало серии научных исследований, которые получили название семисоциопсихологические. В ходе семиосоципсихологических исследований телепередач, которые проводились на протяжении многих лет, с 1990 до настоящего времени, Т.З. Адамьянц, методом мотивационно-целевого (интенционального) анализа были выявлены и изучены основные коммуникативные И. Это позволило создать типологию современных коммуникативных И. при социальном общении: сообщать, распространять знания о действительности, информировать; просвещать людей, распространять культуру, идеи добра, смысла жизни, общечеловеческие ценности; пытаться понять и спрогнозировать дальнейший ход тех или иных событий; воздействовать на общественное мнение, на поведение и эмоции людей; оказывать помощь, поддержку в решении сложных жизненных ситуациях; реализовывать потребность (коммуникатора) в самовыражении, самопроявлении, самореализации. В целом ряде случаев личностные И. человека остаются непроявленными, что в одних случаях объясняется попыткой следования идее нейтральности как оптимальному типу общения, а в других случаях – банальностью, примитивностью целей и мотивов выходящей на общение личности. Среди И., связанных с самовыражением и самопроявлением личности, Т.З. Адамьянц выделяет такие модификации: «я – человек системы»; «не знаю, как лучше»; «я так считаю»; «экстаз»; «я – крутой»; «самооборона»; «все вокруг плохо»; «повеселело, позабавлю, приколюсь»; «спокойный оптимизм»; «интуитивный и духовный поиск, рефлексия». Управленческая интенциональность формируется из равнодействующих мотивов и целей участников управления и является характеристикой коммуникативной среды. Изучение управленческих ситуаций через призму доминирующих в процессе управления И. позволяет определить эффективность последних в связи с их разной интенциональной окрашенностью. См. также: Интенционального анализа метод.
Лит.: Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984; Дридзе Т.М. Информативно-целевой анализ содержания текстовых источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2, М., 1990; Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации. М., 2009. В.А. Шилова
Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.