ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
употребляется в двух смыслах: в широком и узком. 1) в широком смысле национальный интерес- это национально-государственный интерес страны, выражающий её потребности как социально-политического целого во всех сферах общественной жизни; 2) в более узком смысле - интерес нации или иного этноса как выражение их потребностей в политической, экономической, социальной и духовной жизни.
Источник: Словарь-справочник по социологии 2000
ИНТЕРЕС НАЦИОНАЛЬНЫЙ
Осознанная потребность государства, определяемая экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д. Термин пришел в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, в которой он имеет значение “государственного интереса”. И. н. понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию И. н. предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества.
В осмыслении И. н. теоретический приоритет имеет школа “политического реализма”, в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции И. н. внутриполитических факторов “реалистами” объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого общественного интереса, т. е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании И. н. Содержание И. н. в большей степени раскрывается в контексте внешнеполитических условий. По отношению к окружающему внешнему миру И. н. выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное, постоянное) и переменное содержание И. н. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей. Выделяют два уровня И. н. (государства): уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми средствами: военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими.
К числу важнейших И. н. относятся: завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для Россий-ской Федерации “реорганизация” постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств; дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация российско-НАТОвских отношений; предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР; включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях. Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе, интересы государства в сфере международных отношений.
В осмыслении И. н. теоретический приоритет имеет школа “политического реализма”, в которой интерес определяется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции И. н. внутриполитических факторов “реалистами” объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого общественного интереса, т. е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании И. н. Содержание И. н. в большей степени раскрывается в контексте внешнеполитических условий. По отношению к окружающему внешнему миру И. н. выражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности. Различается фиксированное (неизменное, постоянное) и переменное содержание И. н. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответственно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятельность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей. Выделяют два уровня И. н. (государства): уровень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государство обеспечивает всеми средствами: военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими.
К числу важнейших И. н. относятся: завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для Россий-ской Федерации “реорганизация” постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств; дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация российско-НАТОвских отношений; предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР; включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях. Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе, интересы государства в сфере международных отношений.
Источник: Словарь-справочник по социологии. 2018