Интернет-опросы

Найдено 1 определение
Интернет-опросы
(internet survey, iнтэрнэт-апытанне) — опросы, осуществляемые в интернете с использованием ИКТ. Существуют два основных вида опросов — анкетный, когда респондент заполняет анкету самостоятельно, и интервью, когда интервьюер задает вопросы и фиксирует полученные ответы. в интернете большинство анкетных опросов осуществляется по интерактивной анкете, размещенной на сайте и заполняемой с компьютера или мобильного устройства в режиме онлайн (онлайн-опрос). Сайт может быть профессиональным (принадлежащим компании, специализирующейся на опросах), корпоративным или частным. Программное обеспечение для создания интерактивной анкеты, как правило, состоит из трех связанных в общую систему модулей: собственно анкеты; базы данных, где накапливается информация; и пакета статистических программ. Профессиональные опросные инструменты в большинстве своем являются платными (например, Vortex или Bellview Fusion), их можно не только использовать для программирования новых анкет, но и воспользоваться одним из шаблонов макета для стандартных задач (лояльность персонала, удовлетворенность потребителя и т. п.) Существуют также программные средства в открытом доступе (например Survio, AnketaLog, SurveyMonkey), однако они обеспечивают только базовые функции — самый простой вид анкеты типа «голосование» (можно выбрать один ответ из списка), простейшие способы обработки и визуализации данных. Для того чтобы респондент заполнил анкету, его необходимо найти, мотивировать и обеспечить контакт с анкетой. Контакт с анкетой обеспечивается ссылкой на сайт, где проводится опрос. Основными способами мотивации являются интерес к обсуждаемой проблеме или плата за участие. Поиск и рекрутинг респондентов является самой сложной проблемой интернет-опросов. Существует три основных источника респондентов: 1) основа выборки, полученная в реальной среде (например список адресов электронной почты студентов факультета или база телефонов покупателей магазина, имеющих дисконтную карту); 2) посетители определенных сайтов (форумов, блогов, страничек в социальных сетях) определенной тематики, позволяющей привлечь требуемую целевую аудиторию; 3) профессиональная онлайн-панель (access panel), которую формирует опросная фабрика из специально подобранных людей, давших согласие на регулярное участие в опросах за определенное вознаграждение и сообщивших свои паспортные данные и другую информацию, запрашиваемую компанией. Панели особенно хорошо зарекомендовали себя в маркетинговых и бизнес-исследованиях. Если исследователь располагает базой электронных адресов, приглашение принять участие в опросе со ссылкой на анкету может быть разослано по электронной почте. Если имеется база телефонов, могут быть отправлены SMS-приглашения со ссылкой на анкету, причем для респондентов с мобильным интернетом возможно заполнение анкеты с телефона или планшетного компьютера. Для профессиональных панелей (например Gemius) могут также использоваться самозагружающиеся опросники — на компьютере / мобильном устройстве панелиста устанавливается приложение, и при каждом следующем опросе он / она получает не ссылку на анкету, а анкету «на дом». По сравнению с анкетированием в реальной среде у интернетанкетирования есть ряд проблем, влияющих на репрезентативность выборки. Во-первых, никогда нельзя быть уверенным, кто именно заполнил анкету, даже если она заполнена с «правильного» IP- адреса или номера телефона. Во-вторых, количество отказов (кроме профессиональных панелей) очень велико и сопоставимо с числом отказов в почтовом опросе. В-третьих, велика вероятность, что анкета не будет заполнена до конца. В-четвертых, в погоне за заработками, профессиональные панелисты регистрируются в возможно большем числе панелей и со временем начинают заполнять анкеты «автоматически», не вникая в содержание. Таким образом, при интернет-анкетировании значительная часть анкет забраковывается, а оставшаяся выборка редко бывает репрезентативной. Кроме того, для аудитории новых медиа практически невозможно обеспечить случайность выборки. Если респондент заполняет анкету на сайте, он делает это по своей инициативе и абсолютно добровольно; если получает в рассылке по электронной почте, вероятность отклика мала, как и в любом почтовом опросе. Поэтому обычно применяется «поточная» выборка (river), которая стихийно формируется из посетителей сайта и может претендовать на репрезентативность, только если аудитория сайта является гомогенной. Проблемы выборочного метода можно частично компенсировать «перевзвешиванием» пропорционально реальной структуре аудитории. Онлайн-интервью — достаточно редкий метод сбора данных в интернет-исследованиях. Интервью может проводиться в письменной (в мессаджерах — системах обмена текстовыми сообщениями) или устной (скайп, телеконференции) форме. Если в первом случае транскрипт интервью создается автоматически, во втором — интервью должно быть записано как аудио- или видеофайл и впоследствии транскрибировано. По сравнению с интернет-анкетированием, инервьюирование является значительно более трудоемким и, соответственно, затратным методом и не используется в массовых интернет-опросах. Преимущества интернет-опросов заключаются в их высокой производительности (сотни и тысячи заполненных анкет за сутки) и относительно низкой стоимости за счет автоматизации процессов ввода и компьютерной обработки данных. Достижение репрезентативности, сопоставимой с репрезентативностью аналогичных опросов в реальной среде, может потребовать значительных усилий и компетентности специалистов, а иногда оказывается невозможным.
Литература Мавлетова А. М. Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология: 4М. 2010. № 31. С. 115–134. Онлайн-исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010. Онлайн-исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. О. Терещенко

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016