ИНТЕРВЕНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Найдено 1 определение
ИНТЕРВЕНЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Интервенция (лат. intervent i o — насильственное вмешательство, далее — И.) — в клинической психологии термин, обозначающий любую процедуру или методику, разработанную для того, чтобы прерывать, вмешиваться, изменять текущий процесс (например, неадаптивные модели поведения).
В клинической психологии выделяется кризисная И. — скорая медико-психологическая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса. Кризис понимается как состояние человека при блокировании значимой для него целенаправленной деятельности, как дискретный момент развития его личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервнопсихического или психосоматического страдания. Кризисная И. является одной из форм работы кабинетов социально-психологической помощи, телефонов доверия, семейного консультирования. Отмечается специализация служб кризисной И.: помощь детям и подросткам, ушедшим из семьи, наркоманам, ветеранам войны, лицам других групп риска. Потребность в кризисной помощи возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствий и социальных потрясений.
Согласно классическому определению кризисная И. представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования человека. В данном случае работа направлена на изменение одного из основных последствий ситуации. Кризисная И. содержит ряд практических задач, повышающих способность к адаптации, однако в фокусе работы находятся эмоциональное переживание кризиса и развитие способности успешно разрешать схожие ситуации в будущем. Кризисная И. опирается на собственную теорию возникновения жизненных трудностей. Исследователи выделяют три модели кризисной И.: 1) модель равновесия, согласно которой люди находятся в состоянии нарушенного психологического равновесия, поэтому им необходима помощь по возвращению в устойчивое состояние, при котором они смогут эффективно справляться с происходящими в их жизни проблемами; 2) когнитивную модель (Ф.С. Робертс), согласно которой проблемой являются ложные представления людей о событиях, сопровождающих кризис; 3) психосоциальную модель переходных стадий (связана с концепцией Э.Х. Эриксона (1965) о кризисах развития, возникающих на протяжении жизни), согласно которой серьезные психологические и социальные изменения являются неотъемлемой частью человеческого развития.
Метод кризисной И. широко применяется в службах социально-психического здоровья.
Техники кризисной И. также необходимы во многих медицинских и других ситуациях, характеризующихся стрессовыми переживаниями и психотравмой.
Модель кризисной И. отражает современную тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформированных теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического характера. Эта модель подвергается критике за уход от решения долгосрочных проблем клиента, а также социальных проблем, способствующих социальному исключению.
Успешное применение модели кризисной И. в социальной работе обусловлено привлекательностью и практической полезностью идей, лежащих в их основе, а именно представлений о “кризисе”. Значение теории кризисной И. по-прежнему велико, несмотря на то что она является узконаправленной, поскольку связана с ситуационным кризисом, она представляет собой общую технологию для работы с проблемами индивидов.
Социальные работники рассматриваются как проводники социальных перемен и реформ. Профессиональная социальная работа — это один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию, ее задачи, проблемы и возможности. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Расширяются функции социальных работников, они приобретают глобальные, общечеловеческие масштабы. А сами социальные работники выступают в роли адвокатов мира и благополучия человечества в целом. Поэтому социальная работа понимается не только как форма и принцип профессионального милосердного действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте.
Т.Д. Шапошникова
Лит.: Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984; Вебер В. Важные шаги к помогающему диалогу. Программа тренинга, основанная на практическом опыте: Пер с англ. под общ. ред. В. Кагана, Е. Креславского. СПб.: РАТЭПП, 1998; Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2006; Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. СПб.: Питер, 1998.

Источник: Российская энциклопедия социальной работы 2016.