государства – выбор приоритетов долгосрочного вложения финансовых средств в сферы экономики и отрасли промышленности с целью расширенного воспроизводства человеческого капитала и ускорения научно-технического прогресса. В новой экономической парадигме, определяющей И. п., в центр анализа закладывается способность экономики к эффективным качественным и структурным сдвигам, которая прямо и непосредственно исходит из экономической и социальной деятельности, обеспечивающей развитие и совершенствование человеческого капитала. В экономической литературе выделяют два этапа государственной политики индустриально развитых стран в области человеческих ресурсов.
На первом этапе, предшествовавшем эпохе инновационного производства (1950-е годы), шло постепенное высвобождение из процессов производства неквалифицированной рабочей силы с низким уровнем доходов. Этот процесс протекал на основе сочетания экономического принуждения и социальных гарантий, содействия в повышении квалификации и материальной помощи тем, кто не был способен перейти в более высокую квалификационную группу. При этом поставленная задача решалась либо в аспекте экономического роста, либо в аспекте борьбы с бедностью.
Началом второго современного этапа формирования человеческого капитала можно считать 1960–1970-е годы, когда начал быстро повышаться мотивированный и организационно подготовленный спрос на новую рабочую силу. В полной мере этот процесс развернулся в 1980–1990-е годы и будет продолжаться в XXI веке. Современная рыночная экономика предъявляет новые требования к рабочей силе: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически более сложной продукции; сдерживание роста себестоимости изделий путем совершенствования методов производства и снижения затрат. Все это требует активной рыночно ориентированной образовательной политики, которая подразделяется на два этапа: подготовка трудовых ресурсов в системе формального образования; дальнейшая профессиональная специализация и переподготовка кадров через научные и учебные центры, специальные курсы, организованные в фирмах или субсидированные государством.
Тенденции развития западных стран показывают, что государственное инвестирование в образование стало носить явно экономический характер. Образование становится элементом стратегии экономического роста, при этом прогнозирование его вошло в практику государственного регулирования всех развитых стран. Стимулом развития этой сферы деятельности стала новая ее трактовка в качестве средства и источника формирования человеческого капитала. Образование, таким образом, перестало восприниматься как один из видов непроизводительного потребления, а стало капиталом, не только приносящим прибыль его владельцам, но и стимулирующим экономический рост. Постсоветские государства под влиянием этих тенденций планируют отход в своей И. п. от прежней точки зрения, что подобные затраты являются ресурсами, отвлеченными от сферы материального производства, от создания национального дохода, а следовательно потерянными для общества, в силу чего финансирование образования производилось по остаточному принципу. Государственное инвестирование в отрасли промышленности отражает основную концепцию научно-технического прогресса, принятую в данном обществе.
В Республике Беларусь развитие промышленности в период до 2010 г. происходило на основе реализации Концепции и Программы развития промышленного комплекса республики на 1998–2015 гг. В связи с тем, что в промышленности традиционный технологический уклад составляет значительную долю и не исчерпал своего потенциала развития, первоочередной задачей остается поддержка предприятий базовых отраслей (автомобиле-, тракторои станкостроение, сельхозмашиностроение, деревообработка, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность) для увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции. Наряду с этим более интенсивно и целенаправленно предполагается осуществлять государственную поддержку предприятий прогрессивного технологического уклада (электроника, и микроэлектроника, точное машиностроение, приборостроение и др.). В 2006–2010 гг. ставилась задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса. На этом этапе целевые ориентиры его развития: производство продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов; обеспечение ежегодного прироста объемов производства, главным образом за счет роста производительности труда; снижение издержек производства продукции и повышение рентабельности на базе внедрения новых видов оборудования и технологий; создание основы для перехода к постиндустриальной экономике.
Лит.: Becker G. S. Human Capital. A Theoretical and empirical Analysis with Special reference to Education. – N. Y., 1975; Марцинкевич В. И., Соболева И. В. Экономика человека. – М., 1995; США: Человеческий фактор и эффективность экономики. – М., 1991; Социально-экономические условия деятельности иностранных инвесторов в Беларуси / под ред. П. В. Данейко, Г. Н. Соколовой. – Минск, 1996; Соколова Г. Н. Научно-техническая политика в региональном контексте: возможности управления инновационными процессами // Белорус. экон. журн. – 2001. – № 4. Г. Н. Соколова
91.17 кб
Инвестиционная политика региона как базовая определяющая потенциального роста инвестиций
Стабильное развитие промышленного производства обусловлено наличием устойчивых источников финансирования, когда инвестирование выступает в качестве одной из эффективных форм взаимодействия предприятия, государства, населения.