ИСКУССТВО

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСКУССТВО
art) — см. Социология искусства.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Искусство
феномен представленности коллективно-личностных форм и значений бытования человека в социальном окружении, возникновение и развитие которых связано с приоритетами духовного вхождения человека в мир, его постижением ценностно-смысловых систем реальности.

Источник: Глоссарий по социологии. Основные словарные статьи по социологическому знанию. 2013

ИСКУССТВО
англ. art; нем. Kunst. 1. Специфический вид отражения познания, усвоения, формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. 2. Высокая степень творческого мастерства в определенной сфере деятельности.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ИСКУССТВО
1. Форма общественного сознания и специфический тип человеческой деятельности, направленный на отображение действительности и внутреннего мира человека в форме художественных образов; 2. Особая форма человеческой деятельности, проявляющаяся в создании художественных образов, запечатленных в художественных произведениях; 3.Сфера общественной жизни, в которой создаются художественные образы.

Источник: Связи с общественностью в социально-культурной деятельности. Словарь-справочник. 2013 г.

Искусство
Мистецтво. Art. 1. Социальный институт. И. – система художественных норм, оценок, предписаний, образцов, выполняющих регулятивную функцию и функцию контроля в художественном творчестве. 2. Способность индивидов и групп осваивать мир по законам красоты (в форме художественных образов). 3. Форма общественного сознания. Способ отражения и формирования действительности в соответствии с определенными эстетическими идеалами. В этом случае искусство выступает в форме специфической идеологии, в которой отражаются те или иные социальные интересы, в соответствии с которыми и преобразуется действительность. Художественные произведения превращаются в средство культивирования данных идеалов. 4. Высшая степень творческого мастерства в той или иной сфере деятельности. См. также Идеал эстетический.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

ИСКУССТВО
1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов - произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в отношениях с окружением: упорядочивающая реакция на неопределенность ситуации; представление неопределенной ситуации в образной форме; внешнее представление образов в виде символов, к-рые могут стать объектами коммуникации в процессах соц. взаимодействия. Этим свойствам соответствуют специфические способности людей, к-рые при особой выраженности и специальном развитии позволяют им становиться художниками в широком смысле этого слова: способность к построению композиций из элементов неопределенной ситуации; способность к построению целостного образа; способность к выражению этого образа в культурно приемлемой форме. 2. Специализированная область культуры, соц. значимость к-рой определяется необходимостью для людей определить свои отношения с окружением в системах разделяемых представлений и способностью придавать им внешнюю образную форму. Поскольку соответствующая информация имеет соц. значимость, она оказывается в об-ве и культуре специально упорядоченной, а соответствующие виды деятельности и публичная представленность их рез-тов - особым образом институционализированными. Функциональные основания и символические способы выражения такого порядка составляют специфический культурный код И. Для целей исследования в области соц. наук особую значимость имеют ключевые характеристики И., придающие ему устойчивую во времени самотождественность и социально приемлемые коммуникативные черты. Виды И. И. принято разделять на виды. Основанием для такого разделения является "материал", к-рый оформляется посредством образной эстетической организации. Художественная литература - словесная представленность образов отношений людей с окружением; изобразительное искусство (живопись, графика) - символизация визуальных образов; музыка - организация звуковых символических систем; архитектура - символическая организация жизненных пространств; скульптура - эстетическая представленность тела в пространстве; танец - эстетическая организация движения в пространстве; дизайн - придание эстетической формы массовой информации (реклама, плакат), интерьерам жилых, производственных и обществ. помещений, инструментам, вещам бытового пользования. Можно выделить также смешанные виды искусства, объединяющие в себе элементы нескольких "чистых" видов, например: театр, художественная кинопродукция, фотография, организация массовых действ и т. п. Деление И. на виды способствует отстранению, т. е. представлению в необычной форме дифференцированных типов связей человека с окружением, связей, к-рые в обыденной жизни выступают в синкретичной целостности. Жанры И. В И. принято выделять жанры применительно к каждому из его видов. Выделение жанров осуществляется в соответствии с типом эстетического отношения к окружению: трагический, комический, драматический, лирический, сатирический, фарсовый и т. п. Выделение жанров в каждом из видов И. фиксирует типы социально значимых психических состояний и переживаний, окрашивающих соответствующие произведения И. Художественная форма. В И. принято выделять определенные формы художественных произведений, характеризующих внутреннюю организацию и внешнюю представленность. Так, в художественной литературе можно выделить такие формы, как роман, повесть, рассказ, новелла и пр. - в прозе; поэма, сонет, ода, баллада и т. п. - в поэзии; симфония, соната, оратория, романс, сюита и т. п. - в музыке; картина, портрет, пейзаж, натюрморт и т. п. - в живописи. Формы произведений И. принято также делить на крупные, например: роман - в литературе, симфония - в музыке, монументальная живопись и т. п.; и мелкие: рассказ - в литературе, прелюдия, музыкальный момент, этюд и пр. - в музыке; камерная живопись и миниатюра - в живописи. Выделение форм художественных произведений фиксирует культурное "пространство", предлагаемое автором для детального рассмотрения. Для выделения принципов построения художественного образа и художественной формы в области И. принято выделять особые категории, такие, как стиль, художественное направление, творческая манера. Под стилем в И. принято понимать характерную для определенной эпохи и определенного культурного региона совокупность принципов организации эстетической информации, носящую нормативный, т. е. общепринятый характер для профессиональных художников. Стиль определяет наборы выразительных средств, приемов и технологий, наиболее распространенные в данную эпоху и в данном культурном регионе. Направления в искусстве можно определить как характерные для различных групп художников наборы эстетических принципов, включающие элементы стиля, нек-рые вариации стилистических форм, нек-рые инновативные элементы. В зависимости от сочетаний этих компонент, художественные направления (школы) могут быть составляющими стиля, тяготеющими к нему или отклоняющимися от него художественными тенденциями, инновативными или противопоставляемыми стилю принципами эстетического формирования. Творческая манера автора представляет собой устойчивый набор индивидуальных художественных приемов, характеризующих его идентичность в И. Как и в случае художественных направлений, творческая манера может полностью соответствовать стилю, либо быть вариацией стилистических норм, либо представлять собой инновативный поиск эстетических принципов, выразительных средств, художественных приемов. Выделение категорий, характеризующих принципы построения художественной формы, фиксирует основания структурирования отношений носителей определенной культуры с природным и искусственным окружением. И. целесообразно представлять как определенный культурный код, базирующийся на эстетических, образных принципах построения связей человека с окружением, на основе к-рого профессиональные художники в символической форме решают задачи, возникающие в области этих связей. Это также специфичный культурный порядок, структура к-рого характеризует преимущественный интерес людей к определенным элементам окружения и построению определенных связей с ними. Анализ произведений И. позволяет выявить, в каких формах эстетического отстранения люди представляют свои связи с окружением, и построить гипотезы о том, чем обусловлены такие формы отстранения в данное время и в конкретной культуре. Лит.: Барт Р. Избранные работы. М., 1973; Ванс-лов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983; Искусство в системе культуры. Л., 1987; Каган М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л., 1972; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М., 1983; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Марков М. Искусство как процесс: основы функциональной теории искусства. М., 1970. Э.А. Орлова

Источник: Российская социологическая энциклопедия

ИСКУССТВО
термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире - эстетически-выразительных форм. Понятийный статус И. непосредственно связан со вторым значением термина, сохраняя первое в качестве технического условия всякого творчества.
Понятие "И." коннотируется историческими изменениями (трансформациями) форм и типов культуры, их взаимодействиями, а соответственно - характером философских, искусствоведческих, художественно-пойетических рефлексий и к настоящему времени представляет собой многомерное смысловое образование, принципиально открытое для включения новых смысловых элементов, порождаемых непрестанно длящимся и трансформирующимся художественно-эстетическим опытом человечества, в том числе развитием интеркультурных связей, коммуникаций, обменов, технологий, обеспечивающих и поддерживающих творчество и трансляцию в обществе его продуктов. Подобного рода непрерывное изменение характера и объема И., его "протеизм", делает невозможным классическое, положительное определение И. Оно принципиально апофатично как в отношении своего субстанционального характера, так и в отношении конкретных, социально-исторических целеполаганий. В силу своей эмпирически-фактичной неопределимости, И. может быть специфицировано лишь в феноменологическом плане, как событие (сбывание) всегда нового, непознанного смысла и тех бытийных обстоятельств, в которых этот смысл становится возможным.
Традиция подобного феноменологического понимания И. сложилась уже в античном мире, когда были эксплицированы три фундаментальные понятия, раскрывающие И. в форме триединства: "POIESIS - MIMESIS - TECHNE". POIESIS - выражает акт творческого действования, основанного на творческом вдохновении, выявляющем и создающем самый художественный предмет (художественно-эстетическую предметность), а не его подобие; по сути здесь и начинается смыслообразование, обращенное к истине. MIMESIS - подражание-воспроизведение (как представление вещи), достоверность произведения, его законосообразность. TECHNE - ремесло, наука, хитрость, ловкость - сделанность, завершенность произведения, его выраженность. И. как творчески-художественный феномен обнимает все три указанных модуса в их неразрывности и комплементарности. Античная поэтика (Аристотель, Гораций), отделяя свободные (лирические) И. от ремесла, акцентировала как отличие художественного вымысла от внешнего (формально-эмпирического) подражания, так и отличие формально-технического ремесла от умного (опирающеюся на умное видение) созидания. Пойетический модус, являющийся определяющим в становлении художественного статуса произведения, одновременно задает сущностный характер его явления и присутствия. Этот сущностный характер И. в акте его непосредственной представленности (присутствия) для понимающего восприятия (чувствования) есть AISTHETIKOS (букв. - чувственное познание, восприятие, однако взятое во всей целокупности чувств, ощущений и их осознания). Таким образом, И., порождая являющий его комплекс художественных произведений, одновременно конституирует собственный мир - художественную культуру - мир, иррелевантный по отношению к эмпирической действительности, обладающий собственной (имманентной) законосообразностью, ориентированный на прекрасное, в направлении которого И. только феноменально и осуществляется. Такой способ осуществления И. как феноменального акта устанавливает его две взаимодополняющие координаты, одна из которых необходимо связана с вопросом экзистенциального присутствия человека в И. (через художественную культуру). Здесь формируется антропологический социокультурный комплекс, где произведения задают ситуацию, эксплицирующую и тематизирующую телеологическую задачу культурного самоопределения исторически складывающихся человеческих сообществ. Экзистенциальное присутствие в художественной культуре тематически определено комплексом произведений И. как наличествующий и определяющий его художественный идеал. И. в этом случае непосредственно апеллирует к верховным ценностям социального порядка и в равной мере само становится предметом социальной критики. Вторая координата обусловливает направленность И. как художественно-творческого процесса на истину, возможность ее явления для эстетического сознания. Эта проблема представлена как гносеологическая составляющая познания И., его философского осмысления. Здесь истина рассматривается в своем явлении не в ноэтически-логической системе, а в своей эйдологической форме ("виде" в букв. смысле слова). Наиболее адекватной формой такого раскрытия истины через ее конституирующий и полагающий эйдос может считаться миф (мифологема) - смысловое фигуративное образование, в котором осуществляется "иерофания" (явление священного, а, стало быть, законосообразного и необходимо сущего). Эта традиция характерна осмыслению гносеологической сущности И. с 3 в. вплоть до Нового и новейшего времени. В любом случае в гносеологическом плане И. устанавливает феноменальное присутствие вещи и устремлено в трансцендентные основания всякого присутствия. Мифологема может считаться наиболее фундаментальной формой явления И., в которой в единстве представлены существенные феноменальные аспекты творческого акта: внеязыковая (внезнаковая) действительность; личностно-определенный, в плане присутствования, субъект (художник, поэт); знаковая реальность, представляющая и указывающая фактичность в И. В мифологеме И. раскрывается в полноте своего бытия, но тем самым оно же не является самостоятельным видом чисто художественной деятельности, схватывая практически всю совокупность бытия как единства творчества и творения. Христианство, предполагая трансцендентность абсолютного субъекта (личного Бога), предлагает символическую форму осуществления И. в виде символа-откровения (завета), постоянно поддерживающего связь (диалог) Творца и Твари. Такое И. имеет Богоданный характер (сюжеты и откровения Священного Писания, теофанические каноны священных изображений, видения и т.п.). Однако в этом постижении трансцендентного через символ уже дает себя знать и творческое своеволие "твари", художника. В этот период понятие "И." коннотируется смысловым акцентом "искус", "искушение". Символ в христианской культуре еще не есть художественное произведение, он остается в границах явления самого феномена И., явления, непосредственно связанного с трансцендентными основами творчества. В этом отношении нет четкой границы, к примеру, между иконой, созданной мастером, и сугубым естественным знаком теофании (след ступни Богородицы, нетленные мощи, вещественные символы Священной истории). Событием, радикально преобразовавшим ситуацию И., можно считать принятие западным христианством принципа "филиокве", откуда воспоследовало постулированное Фомой Аквинским учение "о двух истинах", что привело к известной эмансипации как человеческого (тварного) познания истины, так и, собственно, человеческого творчества. Тварная действительность (эмансипированная природа) сама есть относительно самодостаточный исток бытия, а человек предположен здесь в качестве гносеологического и творческого субъекта. Субъективно творец (художник) уже отделен от мира, который теперь противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически поставленных целеполаганий. В подобной ситуации И. оказывается лишь способным описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые, по точному замечанию Фейербаха, "не претендуют на то, чтобы быть действительностью". В художественном творчестве начинают доминировать аспекты "техне" - мастерства, умения, и "мимесиса", в плане формального подражания природе, взятой в ее "естественной закономерности". Так складывается "классическая" модель И. как мира художественных произведений, сформированного на эстетических принципах и обращенного к воспитанному эстетическому чувству (восприятию) и суждению (вкусу). Поскольку в этот же период наиболее актуальной составляющей человеческой культуры становится историзм в форме тотальной всемирной истории, полагающей решение телеологической задачи человечества (Гегель, Маркс), то вместе с этим возникает и классическая история искусства (Винкельман), ориентированная на постижение (воспроизведение) прекрасного в его идеальной эстетической форме. Классическая модель мира И. становится определяющей и фундирующей для построения всего "Европейского проекта", что предполагает ее соотнесенность со всеми сторонами европоцентристского мироустройства.
Классический мир И. предполагает образцовость (нормативность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, буквально отрафинированный из так называемых классических исторических эпох (ср. "классическая античность", "классическое (высокое) Возрождение"), так и в плане преобразования жизни, выразившееся в социологизированной тематизации соотношения "прекрасного" и "жизни". Формирование объективированного "классического мира И." вместе с установкой на художественный (эстетический) субъект приводит к появлению квазинаучной парадигматики изучения И. с системой процедур, позволяющих изучать, оценивать, устанавливать закономерности развития И. на основе субъективных критериев. Развитию И. Нового времени сопутствуют искусствоведение, теория И. (Вельфлин), художественная критика. Само И. (мир классического И.) рассматривается как специфическая система адекватного описания (отображения) внехудожественной действительности, основным значащим элементом которого является художественный образ. Проблематика художественного образа, наиболее полно представленная в "Эстетике" Гегеля, была попыткой разрешения противоречия между фактичной предметностью произведения И. (что и как представлено) и его смыслом (в терминах классической эстетической теории - противоречие между содержанием и формой). Художественный образ трактовался, по-преимуществу, как продукт творческого воображения, возникающий в процессе создания и восприятия произведения. Однако жесткая привязка художественного образа к процедуре отражения действительности - достоверной и оформленной, привела к целому комплексу парадоксов, связанных с принципиальной неадекватностью "художественного" и "реального" миров. Эта ситуация была отфиксирована Шопенгауэром и Ницше, отфиксирована в форме обостренного внимания к теме POIESIS как необходимого средства формирования самой художественной предметности, остающейся актуальной и по сей день. Именно POIESIS как основополагающий момент художественного творчества стал той основой, на которой возникли многообразные инновационные течения, обычно определяемые термином "modern art", значительно трансформировавшие всю концепцию, а вместе - и практику И. конца 19 - начала 20 в.
На рубеже веков обозначился длящийся на протяжении всего 20 в. конфликт классической и инновационной традиций, в недрах которого все ярче обозначается глубинная трансформация И. и выход его в совершенно новое измерение человеческого существования, достаточно точно выраженное М. Хайдеггером: "Искусство вдвигается в горизонт эстетики. Это значит: художественное произведение становится предметом переживания и соответственно искусство считается выражением жизни человека". Подобный статус И. предполагает не классическое строение художественного мира и равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, сопряженных с жизнедеятельностью столь же различных, зачастую динамично меняющихся человеческих существ, самоорганизующихся по политическим, хозяйственно-экономическим, этническим, религиозно-этиче-ским и ценностным принципам. Коммуникативный принцип структуризации художественного (культурного) мира, к концу века принявший тотальный характер, видоизменяет способ и форму бытия И., которое становится преимущественно знаковым образованием (дискурсом), несущим (передающим, коммуницирующим) ценностные значения.
Современное И. представляет собой сложную систему коммуницирующих форм и направлений, нередко объединяемых так называемым "постмодернистским проектом". Особенностью разнообразных "модернистских" артефактов стало непосредственное присутствие автора-исполнителя в реализации художественного акта, который направлен на публичную провокацию, которая завершается вместе с исполнением. Что же касается художественной (эстетической) концепции, то она реализуется в модернизме в форме программы, манифеста и антропологических рефлексий. В целом можно констатировать, что феномен "современное И." - скорее гуманитарно-антропологический проект, резко, иногда агрессивно направленный против тотально господствующих систем социальных самореференций - политической и экономической. В силу этого возникающие в процессе художественного акта сообщества носят маргинальный и временный характер. Однако "современное И." в его авангардных формах далеко не исчерпывает современную художественную культуру, которая удерживается классической парадигмой, оформленной в форме классического художественного образования, музея, академических институтов, которые включены в систему массовой коммуникации и в отношении к которой современные формы художественной деятельности опознают себя в эстетическом и художественном планах. Наконец, картина современного И. и современной художественной культуры была бы неполной без феномена массовой культуры, принципиально ориентированной на массовый художественный рынок и производство идеологем массового сознания (культ звезд, потребления, массовых фобий, жизненного успеха). Массовая культура развивается по преимуществу в средствах коммуникаций, непосредственно представляющих господствующие политические, экономические и идеологические референции общества и непосредственно включающие социализирование индивидов в тотальные системы власти.
О.Н. Кукрак

Источник: Социология: энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
307.01 кб

Контрадикции информационно-коммуникативных сфер формирования культуры общества: искусство, масс-меди

Кузнецова Т. В., Ланкина Е. Е., Торопчина Е. В.
В статье сделана попытка выявления смысловых противоречий между основными системами культурной коммуникации, формирующими сознание современного человека.
Читать PDF
574.52 кб

Культура, искусство, досуг

Читать PDF
267.28 кб

Культура, искусство, досуг

Читать PDF
311.08 кб

Власть, общество и искусство:к проблеме культурной нормы

Алякринская Марина Андреевна
В статье на примере социокультурной ситуации, возникшей в стране после присуждения премии «Инновация» артгруппе «Война», ставится проблема взаимоотношений государственной власти и художественной интеллигенции, общества и культуры
Читать PDF
258.58 кб

Культура, искусство, досуг

Читать PDF
381.12 кб

Политика -искусство согласия: тендерный аспект

Романенко Л.
Выступление на круглом столе «Тендерная социология в познании экономической жизни» (Финансовая академия при Правительстве РФ, 16.02.01). Рук. проф. Силласте Г.Г.
Читать PDF
174.36 кб

2008. 01. 028. Лодел г. Искусство добывать средства: как ученые адаптируются к трудностям финансиров

Авдулов А. Н.
Читать PDF
531.35 кб

Искусство как товар: старые и новые исследовательские перспективы

Фархатдинов Наиль Галимханович
В статье предпринята попытка кодификации старых и новых исследовательских перспектив, существующих в социологии рынков искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Искусство как фактор социализации студенческой молодежи

Пермякова Наиля Рамазановна
В статье представлены результаты анализа сочинений-эссе студентов на тему «Искусство как фактор моей социализации», обобщены представления о роли искусства в обществе и их собственной жизни, его функциях как фактора социализации,
Читать PDF
595.65 кб

Искусство как метод научного исследования: организационный контекст

Паукова Анна Борисовна
В данной обзорной статье ставится вопрос о переопределении отношений между художественными практиками и бизнес-организациями.
Читать PDF
264.20 кб

Молодежь и насилие: «Уличное искусство» как метод разрешения конфликтов

Сербино Мауро, Панчи Марко, Карпава Алена
В последние годы социальные исследования Эквадора уделяют особое внимание изучению проблем молодежных групп, которые постепенно превращаются в сцену экспериментов государственной политики.
Читать PDF
352.27 кб

Граффити как феномен городской культуры. Искусство или вандализм?

Пенетова Е.В.
В статье рассматриваются причины зарождения граффити, мотивы его создания, влияние на жизнь общества. Основное внимание в тексте сосредоточено на вопросе о том, можно ли считать граффити частью культуры.
Читать PDF
2.38 мб

Современное искусство в глобализирующемся мире

Маркова Мария Максимовна
В данной статье теоретически осмысливается феномен глобализации современного художественного пространства.
Читать PDF
623.05 кб

Протестное искусство в молодёжной среде: социально-культурный анализ

Акунина Ю.А., Ванина О.В.
В статье рассматривается социокультурный феномен молодёжного протестного искусства, охарактеризованы особенности его проявления, дана классификация направлений уличного искусства (поп-арта, видео-арта, инсталляции, граффити, конце
Читать PDF
87.51 кб

Актуальное искусство в культурном пространстве современной России: социологическое измерение

Великая Наталия Михайловна, Голосеева Анна Анатольевна
В статье рассматриваются особенности институциализации и самопрезентации различных видов и форм актуального искусства в современной России.

Похожие термины:

  • ИСКУССТВО ЭЛИТАРНОЕ

    англ. art elitist; нем. Kunst, elitare. Специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, т. е. эл
  • электронное искусство

    Electronic art Син. русск.: цифровое искусство Син. англ.: e-Art, eArt, Digital Art Вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью ИКТ или медиа-технологий, преимущественно таких как видео
  • Искусство управления

    умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески применительно к конкретной управленческой ситуации.
  • НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    одна из форм общественного сознания, род практически-духовного освоения мира у того или иного народа, нации. Существуют различные виды Н. и., отличающиеся особой структурой художественного образа.
  • Управление как искусство

    способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.
  • Детское искусство

    Дитяче мистецтво. Children’s art. Произведения искусства (кино, музыка и пр.), созданные с учетом особенностей детского восприятия, с преимущественным участием детей или для исполнения детьми. См. также
  • Искусство ритуальное

    Мистецтво ритуальне. Ritual art. Художественная деятельность и произведения искусства, ориентированные на обслуживание отправления светских и религиозных ритуалов. Социальные функции И. р. в социоло
  • Искусство сакральное

    Мистецтво сакральне. Sacral art. Художественная деятельность и произведения искусства, служащие целям консолидации сторонников той или иной конфессии. К произведениям И. с. можно отнести всю совокупн
  • Психоделическое искусство

    (от греч. psyche – душа и delia – иллюзия). Психоделічне мистецтво. Psychedelic art. МКС. Художественное творчество и произведения, создаваемые (и исполняемые) под наркотическим воздействием (главным образом ЛС
  • Искусственный билингвизм

    Вид билингвизма, при котором второй язык усваивается не естественным путем через контакты с носителями языка, а является выученным.
  • Боевые искусства

    восточные единоборства) (martial arts), виды борьбы, зародившиеся на Востоке и ныне весьма популярные во всем мире. Б.и. требуют высокой степени физ. подготовки и хорошего владения телом. С одной стороны,
  • Искусственное двуязычие

    двуязычие, возникающее в процессе обучения второму языку в школе, вузе и др. Результаты обычно неполноценные. Язык усваивается ограниченно.
  • ИСКУССТВЕННОЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ

    категории, указывающие на разные модусы существования объектов деятельности и культуры и задающие принцип дуализма в отношении них. В соответствии с ним системы деятельности (а также языка, культ
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ и ИСКУССТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

    artificial intelligence and artificial consciousness) — "интеллектуальная" способность, подобная человеческой, присущая, как утверждалось, некоторым машинам, особенно компьютерам, которые основаны на подражании поведен
  • выпуск услуг культуры и искусства

    стоимость рыночных и нерыночных услуг, оказываемых организациями этой отрасли (библиотеки, музеи, выставки, зрелищные предприятия, зоопарки и т.п.). Нерыночный выпуск рассчитывается как сумма теку
  • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

    artificial intelligence, AI). Наука создания машин, способных решать задачи и выполнять действия, к-рые, будь они поручены человеку, потребовали бы от него сообразительности, — так определил задачи создания И.и
  • Природа телевидения как искусства

    В основе телевизионного произведения лежит взаимодействие слова и изображения, сочетание двух языков – языка зрительных образов и языка словесных образов (Ю. Лотман). Словесно-зрительная структу
  • СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА

    англ. sociology of art; нем. Kunstsoziologie. Отрасль социологии, изучающая взаимодействие искусства и общества, структуры и функции различных соц. групп, включенных в сферу творческой деятельности. С. и. включает
  • Искусственное

    содержание предписывающей мысли или организованность, использование которой состоит в том, чтобы быть источником предписывающих утверждений (средства нормирования).
  • Искусственный язык

    Artificial language Язык, созданный для тех или иных специальных целей, например, нотная нотация, языки программирования, язык математической символики.