ИСЛАМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Ислам
одна из трех мировых религий (вторая после христианства по числу последователей). Ее основал пророк Мухаммед в VII в. на почве арабских племенных религий (в Хиджазе на Аравийском полуострове). Ислам послужил мощным импульсом развития в сжатые исторические сроки такого феномена, который обозначается понятием «мусульманский мир». В тех странах, где распространен ислам, он играет важную роль в качестве религиозной доктрины, формы социальной организации, культурных традиций.

Источник: География населения. Словарь терминов.

ИСЛАМ
самая молодая по времени возникновения мировая религия, появившаяся среди населения Аравийского полуострова (VII в.н.э.). Ислам часто называют магометанством (по имени его основателя Мухаммеда) или мусульманством. Есть версия, что «ислам», «мусульмане» происходят от слова «покорность» - Аллаху. Аллах - от общесемитского корня «ал» в понятии «Бог». Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина. Мухаммед - историческая личность. Он родился в 570 г., в молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове и стал главой государства в Аравии. Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Вся догматика заимствована из Библии: идея страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). Впоследствии учение обогащалось арабскими традициями: многоженство, не пить вина и др. Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм. Недавняя война Ирана и Ирака была в значительной степени войной шиитов (Иран) и суннитов (Южная и Юго-Западная Азия, Средняя Азия, Северная Африка).

Источник: География населения мира, понятийно-терминологический словарь

ИСЛАМ
Islam) — вторая по величине из монотеистических мировых религий, происходящая от учения пророка Мухаммеда в 7-м столетии. Единый всемогущий бог Аллах требует от всех верующих абсолютной преданности и поклонения пять раз в день. Другие обязанности включают паломничество в святой город Мекку — место рождения Мухаммеда. Мусульмане, верующие в ислам, признают Моисея и Иисуса пророками, но Мухаммед является последним и высшим пророком Аллаха. Объяснение происхождения ислама, предложенное Монтгомери Уаттом (1961), состоит в том, что ислам возник среди некогда кочевых соплеменников, которые в процессе перехода к городскому образу жизни приобретали более универсалистскую систему верований. Мухаммед принадлежал к относительно бедному роду внутри богатевшего общества Мекки. Когда он был изгнан из Мекки и перебрался в Медину (где вначале "управлял" как "посторонний" арбитр — ср. Сегментарное общество), одним из следствий его пророчества было узаконивание нападений (первые джихады или святые войны) на богатые караваны Мекки, а политические условия были таковы, что превращали прежде морскую торговлю в наземную, делая добычу в нападении большей, чем обычно. На этой основе возник ислам, выдвинув, по определению, "квазиэгалитарную" доктрину Манна (1986). На своей ближневосточной и североафриканской родине ислам был основой многочисленных теократических политических течений, начиная с империи, созданной Мухаммедом, и кончая сегодняшней Иранской исламской революцией. Подобно христианству, он был расколот теологическим и политическим делением, особенно на суннитскую, более либеральную, и шиитскую, более авторитарную, формы.

Источник: Большой толковый социологический словарь

Ислам
Islam), или мусульманство, — религия, заповеди к-рой были ниспосланы в виде откровения Мухаммеду, пророку Аллаха. Само слово ислам в араб, яз. означает покорность Богу. Основополагающим принципом И. является таухид (единый) — абс. единство Бога — всемогущего Аллаха, создателя всего сущего. Этот принцип выражен в шахаде (исповедание веры): Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его. Среди людей высшим авторитетом являются пророки; гл. из них считаются Ной, Авраам (мусульмане называют его отцом И.), Моисей и Иисус; завершает этот ряд Мухаммед, печать пророков. В И. существуют два осн. направления — суннизм (сунниты) и шиизм (шииты). Шииты почитают Али, зятя Мухаммеда, как первого преемника пророка. Осн. свящ. кн. И., к-рой приписывается божественный авторитет, — Коран, изложение божественных глаголов и Божьей воли, открытых Мухаммеду архангелом Джабраилом (Гавриил); Коран превосходит и дополняет все прочие религ. тексты. Религ. практика в мусульманстве основана на соблюдении пяти столпов ислама. Богослужение происходит в мечети, где молитвой руководит имам. От женщин посещения мечети не требуется, для мужчин оно считается похвальным во все дни, а по пятницам и в дни гл. праздников — обязательным. Моральные нормы и религ. законы И. закреплены в шариате, основанном на Коране, и хадисах — своде религ. наставлений и социальных предписаний. В суннитском И. существуют четыре школы толкования закона; разногласия традиционно разрешаются путем иджмы — консенсуса. И. не признает особого сословия священнослужителей в кач-ве посредников между отдельно взятым верующим и Богом. Однако — в первую очередь это относится к шиитской ветви И. — имеются офиц. духовенство и судьи, знатоки шариата, толкующие вопросы вероучения. Наряду с обычной практикой И. существует также суфизм — мистическое течение, признающее возможность интуитивного богопознания посредством личного религ. опыта. Суфийские братства, напр. дервиши, представляют собой важный элемент мусульм. об-ва и его духовной жизни. И. является офиц. религией 45 стран мира, насчитывая ок. 800 млн. верующих, сосредоточенных на Бл. Востоке, в Сев. Африке и отд. рнах Центр., Юж. и Вост. Азии.

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
153.80 кб

Ислам в религиозной жизни народов Дагестана: социально-исторические факторы

Ахмедова Антонина Сергеевна
В статье исследуются социально-исторические предпосылки, которые сложились в жизни народов Дагестана и способствовали проникновению и закреплению ислама как ведущей религиозной системы в этом регионе.
Читать PDF
5.17 мб

Русский ислам: современное положение и тенденции развития

Излученко Татьяна Владимировна
В статье рассматривается явление «русского ислама» в современном российском обществе, указывается наличие активной позиции при относительно небольшом количестве последователей.
Читать PDF
269.06 кб

2011. 04. 010. Штефан М. Образование, молодежь и ислам: растущая популярность частных уроков религии

Шувалова Н. Б.
Читать PDF
174.91 кб

О некоторых аспектах исламизации Европы или Европейский ислам

Красникова Евгения Владимировна
Статья посвящена анализу феномена исламизации Европы как современного социального явления, формированию понятия «евроислам». Динамику развития данного процесса на практике отражают представленные в статье статистические данные.
Читать PDF
105.10 кб

2006. 01. 028. Балджи Б. Между суннизмом и шиизмом: ислам в постсоветском Азербайджане. Balci B. bet

Кузнецова С. И.
Читать PDF
237.76 кб

Образование, молодежь и ислам в Таджикистане

Читать PDF
384.29 кб

Молодежь и ислам в Таджикистане

Олимова С.
«Страны и народы», М., 2006 г., вып. 32, с. 157-178.
Читать PDF
138.19 кб

2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза)

Рахманов А. Б.
Читать PDF
711.20 кб

Ислам в Западной Европе: тенденции и их интерпретация

Михайлов Сергей Васильевич
При рассмотрении книги об исламских этнических меньшинствах в Европе, подготовленной в ИНИОН РАН, С.В.Михайлов особое внимание обращает на новые тенденции в отношении иммигрантов к европейскому обществу, к его нормам и ценностям.
Читать PDF
146.88 кб

Ислам и мусульмане в региональном сообществе

Мухаметшина Наталья Семеновна
Статья подготовлена по материалам опросов жителей Самары, экспертных интервью с представителями мусульманского духовенства и общественности.
Читать PDF
234.65 кб

О некоторых аспектах исламизации Европы, или Европейский ислам

Красникова Е.
Читать PDF
0.00 байт

Северокавказские женщины и ислам в процессе адаптации к современной французской жизни

Бабич И.Л.
В 1990-2010-е годы во Францию эмигрировали не только русские, но и северокавказцы. В статье рассматривается роль северокавказских мусульманок в процессе адаптации к современной французской жизни.
Читать PDF
0.00 байт

Ислам: вызовы глобализации

Родригес А.М.
В широком аспекте статья посвящена актуальной проблеме роли и места мусульманской культуры в современном мире.
Читать PDF
0.00 байт

Глобализированный ислам: в поисках новой уммы

Оливье Руа
Книга Оливье Руа «Глобализированный ислам» (L’Islam mondialise) была впервые опубликована на французском языке в 2002 году, переработанный вариант на английском языке (Roy, 2004) вышел в 2004 году.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы изучения обращения в ислам в суфийских общинах Запада: социокультурный контекст, институты,

Олег Ярош
В данной статье рассматриваются процессы, связанные с обращением в ислам европейцев при посредстве суфийских общин на Западе.

Похожие термины:

  • ИСЛАМ (МАГОМЕТАНСТВО, МУСУЛЬМАНСТВО)

    от араб, islam - смирение) - англ. islam; нем. Islam. Одна из мировых религий, возникшая в начале VII в. Вероучение включает представление о единобожии, посредничестве между Богом и людьми, загробном воздаянии,