ИССЛЕДОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Найдено 1 определение
ИССЛЕДОВАНИЕ БУДУЩЕГО
(исследования будущностей) — направление научных исследований в зап. философии, социологии, политэкономии и др. науках, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества. Термин «И. б.» пришел на смену менее строгому понятию «футурология» в конце 60-х — начале 70-х гг., когда на Западе выявилась несостоятельность попыток сконструировать «науку о будущем» за счет прогностических (предсказательных) функций существующих научных дисциплин и когда началось развитие этих функций сообразно особенностям каждой дисциплины. В советской лит-ре термин «И. б.» употребляется редко, распадаясь на два общепринятых ныне понятия: «прогностика» (теория разработки прогнозов) и «прогнозирование» (практика разработки прогнозов). И. б. имеет длительную предысторию, связанную с эволюцией религ. эсхатологии, социальной утопии и философии истории. Возникновение научного предвидения, связанного с марксизмом, вызвало во второй половине 19 — начале 20 в. появление ряда специальных работ о будущем Земли и человечества. Открытый в 20-е гг. советскими учеными эффективный способ И. б.— выявление назревающих проблем методами экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций («генетический прогноз») и определение возможных путей решения такого рода проблем методами экспертизы («телеологический прогноз») — не получил практического применения и вплоть до недавнего времени оставался неизвестным мировой научной общественности. Он был заново открыт амер. учеными в конце 50-х гг. при научных разработках космической программы «Аполлон» (только «генетический» прогноз получил название «поискового», «телеологический» — «нормативного», а в дополнение к методам экстраполяции и экспертизы был предложен широкий набор методов моделирования).
В совокупности оба подхода стали называться «технологическим прогнозированием», к-рое продемонстрировало чрезвычайно высокую эффективность при обосновании решений в сфере управления, что привело в 60-е гг. к «буму прогнозов» — появлению сотен исследовательских центров, занятых разработкой научно-технических, социально-экономических и военно-политических технологических прогнозов. В 60-е гг. на Западе были предприняты попытки использовать методологический инструментарий технологического прогнозирования для исследования общих перспектив дальнейшего развития человеческого об-ва с позиций открытого противостояния научному коммунизму. Вскоре в И. б. выделилось несколько течений: бурж.-апологетическое, реформистское, лево-радик. и др. Первое, поначалу преобладавшее, опиралось преимущественно на теории индустриализма (Индустриальная социология), доказывая жизнеспособность капитализма, возможность его модернизации (3. Бжезинский, Кан, Гэлбрейт, Арон, Б. де Жувенель, Фурастье); представители второго (Белл, Тоффлер, Ф. Бааде, Р. Юнгк, Ф. Полак, Галтунг) обосновали необходимость конвергенции капитализма с социализмом; в третьем звучали голоса о неизбежности катастрофы зап. цивилизации перед лицом НТР (К. Ясперс, А. Уоскоу и др.).
В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, выступившее с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях развития об-ва. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ, в рез-те чего сложилось новое направление исследований — «глобалистика». К середине 70-х гг. указ. течение разделилось на два: представители одного, получившие название «экологические пессимисты» (Дж. Форрестер, супруги Медоуз, Хейлбронер), трактуют перспективы человечества с позиций неомальтузианства; сторонники др., «технологические оптимисты» (Кан, Тоффлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Феркисс, Э. Пестель, К. Фримен, И. Кайя, Г. Линнеман, А. Эррера, Дж. Нейсбитт), пытаются доказать возможность избежать катастрофы путем оптимизации гос.-монополистического капитализма. С конца 70-х — начала 80-х гг. И. б. на Западе постепенно теряет прежнее влияние на мировую общественность под напором идеологии неоконсерватизма, к-рая требует решать глобальные проблемы современности не путем каких-то долгосрочных программ на основе еще более долгосрочных прогнозов, а путем чисто рыночных механизмов, способных помочь преодолеть трудности, стоящие перед человечеством. Однако такого рода концепции подвергаются критике, в т. ч. и с позиций И. б. Специалисты в области И. б. объединены в ряд международных научных об-в (Всемирная федерация исследований будущего, Общество мира будущего, ассоциация «Футурибль» и др.), к-рые проводят конгрессы, конференции, симпозиумы, издают журналы («Футурист», «Фью- черз», «Футурибль», «Анализен унд прогнозен» и т. д.). И. В. Бестужев-Лада

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
117.72 кб

Академия прогнозирования (исследований будущего)

Бестужев-лада И. В.
Читать PDF
81.63 кб

Конструктивизм и современные исследования будущего

Арефьева Нина Тимофеевна
Статья посвящена рассмотрению эпистемологической позиции конструктивизма, которая заключается в том, что реальность интерпретируется в какой-то мере созданием человека, его собственной познавательной деятельности.
Читать PDF
186.23 кб

Форсайт в исследованиях будущего российского образования

Назарова Ирина Радиевна
В статье раскрываются возможности Форсайта в оценке долгосрочной перспективы развития общества и его институтов, включая институт образования.
Читать PDF
246.87 кб

Образ человека будущего: социальнофилософские исследования

И.В. Владленова
Рассмотрен образ человека будущего, который конструируется в двух моделях: в контексте восточной и западной философии.
Читать PDF
240.43 кб

Образ человека будущего: социально-философские исследования

И. В. Владленова
Рассмотрен образ человека будущего, который конструируется в двух моделях: в контексте восточной и западной философии.
Читать PDF
744.60 кб

Современные исследования будущего: между утопией и форсайтом

Динабург С.Р.
Анализируется проблематика исследований будущего как междисциплинарной области знания в контексте онтологических обоснований статуса будущего, смены методологических подходов, социальной теории и практики.
Читать PDF
138.83 кб

«Средиземное море будущего» в фокусе региональных исследований

Рябченко Николай Павлович
Рецензия: Конкурирующие модели и современные тенденции восточноазиатского и азиатско-тихоокеанского регионализма: монография / С.В. Севастьянов [и др.]; науч. ред. С.В. Севастьянов; под общ. ред. А.Б. Волынчука.
Читать PDF
3.38 мб

Исследование персонификации личности студента - будущего учителя

Куръякова Татьяна Сергеевна
Статья посвящена освещению результатов исследования педагогических условий персонификации личности студента будущего педагога; анализу эффективности педагогических условий; анализу проявлений персонифицированное™ личности будущего
Читать PDF
833.94 кб

Динамика конструирования образов будущего: исследование проблемы

Лукьянова Наталия Александровна, Фелл Елена Владимировна, Сиберс Йохан Исаак
Актуальность темы исследования будущего вызывается необходимостью ответить на вызовы настоящего.
Читать PDF
5.67 мб

Исследование коммуникативной культуры будущего учителя: гендерный аспект

Аухадеева Л. А.
В статье приводятся результаты исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза, направленного на определение гендерных отличий.
Читать PDF
1.37 мб

Религиозное единение как модель общества будущего: к исследованию вопроса

Делюкин Дмитрий Витальевич, Мазаева-каненга Анжела Кеннеди
Статья посвящена осмыслению идей и планов Рерихов, в т. ч. идеи строительства гармонизирующих, объединительных религиозных сооружений. Приведены примеры религиозной гармонии в истории и современных поисков и экспериментов.
Читать PDF
288.97 кб

Современные отечественные исследования психологии конструирования будущего

Михальский Алексей Владимирович
В статье обсуждаются современные отечественные исследования психологии восприятия и конструирования будущего.
Читать PDF
6.79 мб

Подготовка будущего учителя: структурное исследование коммуникативной культуры

Аухадеева Л. А.
В статье приводятся результаты исследования реального состояния коммуникативной культуры студентов педагогического вуза, предпринятого с целью совершенствования технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя.
Читать PDF
220.98 кб

О школе будущего из прошлого (о методологии исследований академика М.Н. Скаткина).

Иванова Светлана Вениаминовна
Читать PDF
4.65 мб

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Ахметжанова Галина Васильевна
Рассматривается развитие компонентов педагогической функции для повышения качества педагогического труда.