ИССЛЕДОВАНИЕ БУДУЩЕГО

Найдено 1 определение
ИССЛЕДОВАНИЕ БУДУЩЕГО
(исследования будущностей) — направление научных исследований в зап. философии, социологии, политэкономии и др. науках, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества. Термин «И. б.» пришел на смену менее строгому понятию «футурология» в конце 60-х — начале 70-х гг., когда на Западе выявилась несостоятельность попыток сконструировать «науку о будущем» за счет прогностических (предсказательных) функций существующих научных дисциплин и когда началось развитие этих функций сообразно особенностям каждой дисциплины. В советской лит-ре термин «И. б.» употребляется редко, распадаясь на два общепринятых ныне понятия: «прогностика» (теория разработки прогнозов) и «прогнозирование» (практика разработки прогнозов). И. б. имеет длительную предысторию, связанную с эволюцией религ. эсхатологии, социальной утопии и философии истории. Возникновение научного предвидения, связанного с марксизмом, вызвало во второй половине 19 — начале 20 в. появление ряда специальных работ о будущем Земли и человечества. Открытый в 20-е гг. советскими учеными эффективный способ И. б.— выявление назревающих проблем методами экстраполяции в будущее наблюдаемых тенденций («генетический прогноз») и определение возможных путей решения такого рода проблем методами экспертизы («телеологический прогноз») — не получил практического применения и вплоть до недавнего времени оставался неизвестным мировой научной общественности. Он был заново открыт амер. учеными в конце 50-х гг. при научных разработках космической программы «Аполлон» (только «генетический» прогноз получил название «поискового», «телеологический» — «нормативного», а в дополнение к методам экстраполяции и экспертизы был предложен широкий набор методов моделирования).
В совокупности оба подхода стали называться «технологическим прогнозированием», к-рое продемонстрировало чрезвычайно высокую эффективность при обосновании решений в сфере управления, что привело в 60-е гг. к «буму прогнозов» — появлению сотен исследовательских центров, занятых разработкой научно-технических, социально-экономических и военно-политических технологических прогнозов. В 60-е гг. на Западе были предприняты попытки использовать методологический инструментарий технологического прогнозирования для исследования общих перспектив дальнейшего развития человеческого об-ва с позиций открытого противостояния научному коммунизму. Вскоре в И. б. выделилось несколько течений: бурж.-апологетическое, реформистское, лево-радик. и др. Первое, поначалу преобладавшее, опиралось преимущественно на теории индустриализма (Индустриальная социология), доказывая жизнеспособность капитализма, возможность его модернизации (3. Бжезинский, Кан, Гэлбрейт, Арон, Б. де Жувенель, Фурастье); представители второго (Белл, Тоффлер, Ф. Бааде, Р. Юнгк, Ф. Полак, Галтунг) обосновали необходимость конвергенции капитализма с социализмом; в третьем звучали голоса о неизбежности катастрофы зап. цивилизации перед лицом НТР (К. Ясперс, А. Уоскоу и др.).
В начале 70-х гг. на передний план выдвинулось течение, выступившее с концепцией неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях развития об-ва. Ведущее влияние в этом течении приобрел Римский клуб, по инициативе к-рого развернулось глобальное моделирование перспектив развития человечества на основе использования ЭВМ, в рез-те чего сложилось новое направление исследований — «глобалистика». К середине 70-х гг. указ. течение разделилось на два: представители одного, получившие название «экологические пессимисты» (Дж. Форрестер, супруги Медоуз, Хейлбронер), трактуют перспективы человечества с позиций неомальтузианства; сторонники др., «технологические оптимисты» (Кан, Тоффлер, М. Месарович, Э. Ласло, В. Феркисс, Э. Пестель, К. Фримен, И. Кайя, Г. Линнеман, А. Эррера, Дж. Нейсбитт), пытаются доказать возможность избежать катастрофы путем оптимизации гос.-монополистического капитализма. С конца 70-х — начала 80-х гг. И. б. на Западе постепенно теряет прежнее влияние на мировую общественность под напором идеологии неоконсерватизма, к-рая требует решать глобальные проблемы современности не путем каких-то долгосрочных программ на основе еще более долгосрочных прогнозов, а путем чисто рыночных механизмов, способных помочь преодолеть трудности, стоящие перед человечеством. Однако такого рода концепции подвергаются критике, в т. ч. и с позиций И. б. Специалисты в области И. б. объединены в ряд международных научных об-в (Всемирная федерация исследований будущего, Общество мира будущего, ассоциация «Футурибль» и др.), к-рые проводят конгрессы, конференции, симпозиумы, издают журналы («Футурист», «Фью- черз», «Футурибль», «Анализен унд прогнозен» и т. д.). И. В. Бестужев-Лада

Источник: Современная западная социология. Словарь. 1990 г.