Исследование монографическое

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
метод изучения отдельного случая; всесторонний длительный анализ единичного объекта, рассматриваемого в качестве типичного для данного класса явлений.

Источник: Экономико-социологический словарь.

Исследование монографическое
разновидность социологического исследования, в котором объектом изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений, выступающая представителем всего этого класса.

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Монографическое исследование
исследовательская программа, направленная на изучение отдельного социального явления, характерной чертой которой является сбор максимально полной информации о состоянии исследуемого объекта. Монографическое исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности, поэтому выводы, полученные на его основе, могут быть распространены на всю совокупность [49, 106].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

Монографическое исследование
1) в узком смысле, обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия. 2) В широком смысле, любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью.

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Монографическое исследование
исследовательская стратегия, направленная на изучение отдельного социального явления, процесса, социальной группы, индивида или другого социального объекта. Собирается очень подробная и полная информация, что обеспечивает возможность глубокого анализа многих специфических деталей. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность [21.– С.459].

Источник: Социология. Словарь.

Монографическое исследование
системное изучение социальных явлений, характеризующееся всесторонним, сущностным анализом единичных объектов. Иногда М. и. называют «монографическим методом», что не совсем точно, так как его специфика состоит не в наличии особого метода исследования (оно само невозможно без различных методов, методик), а в выборе единичного объекта. В этом смысле М. и. можно рассматривать как минимальный вариант выборки, в чем и состоит его «монографичность» (от гр. monos-один, единый + grapho-пишу, т. е. буквально-»описание одного»). Термин введен французским социологом Ле Пле, который использовал М. и. для изучения семьи, деревенской общины. М. и. применяется в социологии, этнографии, демографии, социальной антропологии, статистике и др. отраслях науки, дает глубокие знания отдельных социальных объектов (групп, организаций, явлений), их внутренних причинно-следственных связен и свойств. При определенных условиях позволяет делать более широкие обобщения и выводы, распространять их на совокупность подобных объектов. Методологической основой М. и. является диалектическое единство общего, особенного, единичного, поскольку «...отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему» (Леннн В. И. // Поли. собр. соч. Т. 29. С. 318). Характерной чертой М. п. является выбор единичного объекта и его всесторонний анализ. Специфика выбора объекта М. и. связана с его типичностью или же неповторимостью, новизной. Системное исследование типичного объекта раскрывает его существенные свойства и позволяет на основе экспликации экстраполировать результаты на сходные классы социальных объектов. Например, М. и. проблем внедрения хозрасчета на конкретном объекте может вскрыть некоторые общие вопросы и трудности, характерные для многих трудовых коллективов, и разработать пути и средства преодоления. Если социальная совокупность включает большое количество объектов, последние можно классифицировать по определенным группам, отбирая среди них типичные единицы для обследования (например, передовые, средние, отстающие хозяйства), что позволит получить более точные представления о каждой подгруппе и совокупности в целом. Хотя в М. и. объект изучается многопланово, системно, во всем богатстве его отношений и качеств, это не исключает возможности применения М. и. для вычленения и описания отдельных, новационных элементов, присущих объекту. Таким примером является описание В. И. Лениным ростков коммунистического труда в работе «Великий почин». Анализ уникальных, качественно новых элементов позволяет раскрыть их социальную значимость, перспективы и тенденции развития. По своему характеру они могут быть как прогрессивными, так и социально нежелательными. Их познание на стадии становления дает возможность поддерживать ростки прогрессивного, передового или упреждать негативное, которое в будущем может приобрести трудноуправляемые формы. М. и. одного и того же объекта в разных хронологических или социальных условиях позволяет раскрыть его качественные изменения. Эффективность М. и. повышается, когда оно используется в комплексе с другими методами и формами социологического исследования. Нельзя абсолютизировать возможности М. и., как это делали Ле Пле, представители Чикагской школы в социологии и др.

Источник: Социологический справочник

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
414.00 кб

История педагогики: обзор монографических исследований (2011-2015)

Ревякина Валентина Ивановна
Представлен аналитический обзор монографических исследований, выполненных преподавателями Томского государственного педагогического университета по проблемам исторического становления общего и дополнительного образования в Централ
Читать PDF
158.55 кб

Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка

Тудупова Туяна Цибановна
Дан анализ возможностей использования монографического метода в изучении направленности личности подростка. Приведены характеристики подростков с различной направленностью личности.
Читать PDF
3.88 мб

Рецензия на монографическое исследование М. Т. Терзиевой "Болгарские толстовцы и их окружение"

Капинова Елизавета Самойловна
Настоящая рецензия посвящена выходу в свет единственному в своем роде монографическому исследованию, включающему жизнь и творчество толстовцев в 20 веке в Болгарии.
Читать PDF
187.78 кб

КАТАЛИЗАТОР СМЫСЛОПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ П.С. ВОЛКОВОЙ «СМ

Саенко Наталья Ряфиковна