(internet communities research, даследванні інтэрнэт-супольнасцяў). Аудитория новых медиа нередко может рассматриваться как социальное сообщество, или социальная сеть, и в этом качестве изучаться на предмет взаимоотношений, связей, обменов, социального капитала и т. п. методами анализа социальных сетей. Речь идет не только о социальных сетях в узком значении электронных социальных сетей (Facebook, Twitter, Linkedln, «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.), но также в более широком общесоциологическом значении как системы человеческих отношений, контактов и коммуникаций, фиксируемых посредством ИКТ (например эгосеть блогера, владельца акаунта электронной почты, Skype или ICQ; сеть участников форумов на сайте и т. п.). Классический анализ социальных сетей, восходящий к социометрии Я. Морено (J. Moreno), является наиболее специализированным направлением эмпирической социологии и нуждается в применении особого программного обеспечения. Наиболее известными программными средствами, имеющимися в свободном доступе, являются: UNICET — для описательного анализа социальных сетей; Pajec — для описательного анализа больших по объему социальных сетей; STOCNET — программа стохастического анализа социальных сетей для продвинутых пользователей; NodeXL — мощный инструмент для визуализации социальных сетей и др. Однако появление социальных сетей в интернете и открывшиеся возможности их анализа потребовали нового программного обеспечения, которое позволило бы «извлечь» из компьютерных систем, обеспечивающих функционирование электронных социальных сетей, информацию о связях между членами сети и организовать ее по правилам представления данных В качестве индикатора наличия связи может служить, например, обмен сообщениями по электронной почте или ICQ, или «дружба» (статус «друга» по отношению к другому актору сети). Обзор программных средств, которые могут быть использованы для этих целей, можно найти в работе А. Давыдова. Однако большинство этих программ защищено авторскими правами крупных компьютерных фирм. Среди программ, находящихся в открытом доступе, можно привести, например две разработки С. Фольфрама (S. Wolfram): в поисковике Wolfram Alpha он открыл новый раздел Personal Analytics for Facebook, а в программном пакете с открытым кодом Mathematica ввел функцию SocialMediaData. Еще одним позитивным примером в данной области является исследовательская группа Social Media Research Foundation, разрабатывающая и свободно распространяющая программное обеспечение для анализа электронных социальных сетей. Данный вид программного обеспечения переживает в своем развитии период становления, когда стандартные программные средства еще не монополизировали рынок, и нередко можно обнаружить ситуацию, когда сетевые аналитики (социологи, экономисты, политологи) самостоятельно создают необходимые программные приложения или пользуются для их написания услугами профессиональных программистов.
Литература Абрамов Р. Н. Методологические и содержательные аспекты социальных исследований блогов: аналитический обзор // Социология: 4М. 2012. № 35. — С. 90–118. Давыдов А. А. Системная социология. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ, 2008. Стивен Вольфрам провёл математический анализ социальных сетей. URL: http: // habrahabr.ru / post / 177931 / (дата обращения: 22.02.2014). Social Media Research Foundation. URL: http: // www.smrfoundation. org / (дата обращения: 22.02.2014). О. Терещенко
Исследования интернет-сообществ
Исследования интернет-сообществ
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016