Исследования интернета

Найдено 1 определение
Исследования интернета
(internet research, даследваннi iнтэрнэту) — социологические, социально-экономические, политические, психологические, педагогические и др. исследования пользователей и контента интернета (см. также: интернет-исследования). Данные о пользователях интернета отличаются большим разнообразием: • данные опросов, осуществляемых вне интернета и касающихся использования интернета в целом и отдельных ресурсов; • данные опросов, осуществляемых в интернете посредством ИКТ (интернет-опросы), которые могут проводиться как профессиональными исследовательскими компаниями, так и интернет-ресурсами, созданными для других целей (коммерческих, медийных и др.) Используются как количественные, так и качественные опросные методики; тематика может касаться не только собственно ин тернета, но и любых явлений, событий, процессов, происходящих офлайн; • персонифицированные технометрические данные, накапливаемые интернет-ресурсами — IP-адреса, куки (cookies); история обращений — адреса ресурсов, с которых пользователь «приходит» на сайт и на которые «уходит»; история перемещений по сайту и потребление информации — последовательность посещаемых страниц, время «пребывания» на них (вплоть до перемещения глаз); а также история совершаемых действий — интеракций с другими пользователями посредством обмена сообщениями (текстовыми, голосовыми, аудиовизуальными), голосований, «лайков», ссылок; покупок, заказов услуг, транзакций, совершенных онлайн посредством систем электронных платежей или офлайн с помощью банковских карт, и др. И. Ф. Девятко определяет такого рода данные как «электронные следы» пользователей по аналогии со «следами» поведения людей в реальной жизни как источником нереактивных данных в социологических исследованиях. Однако в отличие от «эфемерных следов социального взаимодействия», используемых классической социологией, «следы» деятельности в интернете неизбежно фиксируются и связываются с конкретными персонами, так что использование таких данных без информированного согласия их «владельцев» граничит с этическими проблемами; • персональные данные, предоставляемые самим пользователем, — профили (для некоторых ресурсов или отдельных функций авторизация может быть обязательной); • пользовательский контент — записи (комментарии) и документы (тексты, фотографии, видеоролики), создаваемые и размещаемые пользователями на предназначенных для этого сайтах и страницах (отзывы о работе сервисов, комментарии к новостям или любительскому видео, заметки и фотографии на своей странице живого журнала, форумы интернет-сообществ), — может характеризовать как авторов, так и ресурс, на котором он размещен, в зависимости от его содержания. Профессиональный контент определяется назначением ресурса. Это могут быть • оперативные документы (новости, профессиональные, образовательные и др. тексты, фотографии, видеоролики); • библиотеки, фильмотеки, фонотеки, видеогалереи, которые все реже остаются бесплатными; • развлекательный контент, в первую очередь, онлайн-игры; • интернет-сервисы (интернет-банкинг, государственные и частные услуги, электронная коммерция). Во многих случаях для достижения целей исследования необходимо использовать различные источники и методы анализа данных.
Литература Девятко И. Ф. Инструментарий онлайн-исследований: попытка катологизации // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова – М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. – С. 17–30. Кольцова О. Ю. Выявление тематической структуры российской блогосферы: автоматические методы анализа текстов / О. Ю. Кольцова, К. А. Маслинский // Социология: 4М. 2013. № 36. С. 113–139. Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией А. В. Шашкина, И. Ф. Девятко, С. Г. Давыдова – М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. Мейлахс П. А. Онлайновое сообщество СПИД-диссидентов в социальной сети «ВКонтакте»: структура и риторические стратегии / П. А. Мейлахс, Ю. Г. Рыков // XV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. Хоган Б. Анализ социальных сетей в интернете / Перевод: А. Семенов // ПостНаука – Режим доступа: http: // postnauka.ru / longreads / 20259 (дата обращения: 01.03.2015). О. Терещенко

Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016