отражение в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.
Истина
Истина
ИСТИНА
англ. truth; нем. Wahrheit. 1. Соответствие, адекватность познания действительности. 2.По В. И. Ленину - отражение в сознании предметов, явлений и закономерностей объективной действительности такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта, соответствие содержания мыслей (суждений и понятий) объекту, проверяемое обществ, практикой.
Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua
истина
1) в позитивистских парадигмах – «объективное», научное знание о материальных и социальных реалиях; завершенный продукт познания; 2) по Фуко – совокупность правил, основанных на дискурсе конкретного исторического периода, «тайно покоящимся на уже сказанном», которые имеют тенденцию оказывать давление на другие дискурсы, что позволяет отделять истинное от ложного, связывая с истинной специфические эффекты власти. При этом в конкретном дискурсе истина может формироваться как линейно, так и нелинейно, ибо в познании могут быть «использованы прерывности и различия, понятия порога, разрыва и преобразований, описание рядов и границ»; 3) по К. Маннгейму - »Идея истины возникает из конкретных возможностей познания данной эпохи… следовательно, представление об истине, формирующееся в каждый данный период, не является случайным, к конструкции этого понятия ведет определенный путь: в соответствии с парадигматической формой знания и ее структурой в каждый данный период создается представление о том, какой должна быть истина вообще». - Литература: Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2002. Его же. Воля к истине: По ту сторону власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996; Манхейм К. Идеология и утопия // Карл Манхейм. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1994.
Источник: Словарь новейшей социологической лексики. Теории понятия персоналии. 2011.
Истина
truth). Все науки в самом широком смысле стремятся к раскрытию И., но что это означает в действительности? Вопрос Что есть И.? или В чем состоит истинность чего-либо? является прерогативой философии. Среди философов существуют коренные разногласия по поводу смысла и значимости этого вопроса. Одни считают его наиб, важным вопросом философии, на разрешение к-рого направлены спец. исследования; др. расценивают его как псевдовопрос либо вопрос настолько общий, что по его поводу нельзя сказать ничего опред. Вопрос В чем состоит истинность утверждения, что цианид ядовит? влечет за собой один ответ; вопрос В чем состоит истинность утверждения, что Моцарт более великий композитор, чем Мендельсон? требует уже др. ответа. Вряд ли можно найти общее между этими двумя ответами, что к тому же отражало бы их связь с И., если учесть, что они относятся к разным областям — медицине и музыке. Т.о., философы, убежденные в том, что реальной проблемы И. не существует, мало что могут добавить в долгом споре, к-рый ведут представители двух осн. позиций по вопросу об И., основывающиеся либо на соответствии, либо на логической последовательности. Первые утверждают, что истинность высказывания или представления заключена в его соответствии тому факту или явлению, к-рое им описывается. Вторые доказывают, что истинность наших представлений вообще не может быть соотнесена с к.-л. отд. независимыми фактами, и выдвигают критерий взаимозависимости и согласованности, последовательности всей системы наших представлений.
Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия