ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ
один из подходов к изучению природы, логики функционирования, тенденций развития современных организаций на основе анализа их прошлого, истории формирования и стадий предыдущего развития (см.: Социальные функции организации; Организационное развитие). В данном подходе, как правило, сочетаются поиск общих черт, характерных для эволюции одно1ипных объектов, выявление особенностей их формирования, рассмотрение их деятельности в последовательно сменяющихся исторически складывающихся ситуациях.
Одно из наиболее известных в организационной науке исторических исследований коммерческих организаций было проведено в США А. Чендлером мл. в 70-х гг. XX в., который проследил закономерности развития организаций этого типа в период с 1850 по 1920 г. В этот период, по его мнению, появились фирмы с многосекционной структурой, зародился класс менеджеров, возникли новые организационные стратегии, что позволило сделать выводы, важные для понимания природы и тенденций развития современных коммерческих организаций.
Специфика подхода, примененного А. Чендлером, состояла в том, что:
во-первых, развитие организаций рассматривалось как объективно обусловленный поэтапный процесс, протекающий в конкретно-исторических условиях (формирование массового рынка и технологий, отвечавших требованиям массового производства) и характеризуемый постановкой общих для всех организаций однотипных задач с единым направлением их решения (см. Технология организации);
во-вторых, определялись общие черты самого процесса, типичные для большинства крупных организаций в этот период: появление нового класса управляющих — менеджеров, повышение их роли в управлении организациями, формирование долгосрочных стратегий развития (см.: Менеджер; Стратегии организации)',
в-третьих, при рассмотрении отдельных организаций отмечались их индивидуальные черты и вариативность решения однотипных задач в соответствии со специфическими условиями и сделанным субъективным выбором, а также вариативность избранных организациями стратегий (позитивная и оборонительная) и организационных реакций (адаптивная и творчески-инновационная);
в-четвертых, прослеживалась связь формируемой организационной структуры с выбранной стратегией, при этом выделялись два типа и два этапа формирования этих структур (централизованная и децентрализованная многосекционные структуры);
в-пятых, устанавливалась зависимость между изменениями систем и структур управления, организационных стратегий и возрастанием роли менеджеров в уп-равлении организациями;
в-шестых, удалось выявить в обозначенный период тенденцию к разделению двух функций управления в современных организациях: работа на перспективу (долгосрочное развитие) и повседневная работа по управлению подразделениями, что способствовало пониманию деятельности современных крупных коммерческих фирм (централизованный офис — штаб, работающий на долгосрочную перспективу; децентрализованные подразделения, функционирующие в сферах производства, реализации) (см. Линейно-штабная структура; Функциональная структура управления; Дивизиональная структура организации);
в-седьмых, исследование позволило сделать вывод о том, что в современных условиях функционирования экономики США можно говорить о менеджерской революции, в ходе которой в сфере управления «видимая рука менеджера» постепенно вытесняет собой «невидимую руку рыночных сил», о которой писал А Смит.

Источник: Социальная теория организации. Словарь. Инфра-М. 2000