ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ
определяется, прежде всего, развитием общества и государства, их социальноэкономическими потребностями. Создание рос. статистики связано с изменением экономической политики в кон. 18 в., проявившееся в оживлении свободного предпринимательства, и появлением потребности в структурированных средствах социального познания, более широком отражении состояния экономики и общественной жизни. Этот период возникновения статистической деятельности в России характеризуется рядом важных научных статистических разработок.
«Высочайшим Манифестом от 8 сент. 1802 повелено: каждому Министру в конце года подавать Его Императорскому Величеству через Правительственный Сенат письменный отчет по управлению всех вверенных ему частей» 8 сент. (20 сент. по н.с.) 1802 началось организационно-структурное оформление статистической деятельности в России.
С созданием в 1802 министерств, приступивших к сбору учетных данных по подведомственным им отраслям, и возникновением в 1811 первого официального статистического учреждения при Министерстве полиции под именем статистического отд. наступает новый исторический этап развития рос. статистики. Вплоть до нач. 1860-х гг. этот этап характеризуется организационно-методологическим совершенствованием работы органов гос. статистики и появлением глубоких статистических исследований, способствовавших проведению реформы 1861.
Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстанавливается отчетность губерний. 19 сент. 1802 в циркуляре Министра внутренних дел графа В.П. Кочубея губернаторам указана схема отчета, содержащая сведения о численности нас., податях, произрастании хлебов, о сельских магазинах и народном продовольствии, о фабриках и заводах и о гор. доходах и публичных зданиях.
20 марта 1811 был создан официальный центр правительственной статистики России – Статистическая часть Рос. Империи (Статистическое отд. при Министерстве полиции); возглавил Статистическое отд. статистик-ак. К.Ф. Герман. В 1834 в Совете Министерства внутренних дел учреждается особое Статистическое отд. Согласно утвержденным 20 дек. 1834 Правилам о Статистическом отд. при Совете Министерства внутренних дел целью его учреждения было составление подробных и по возможности точных описаний состояния всех частей, подведомственных Министерству внутренних дел. Сверх этого ему поручалось предварительное рассмотрение представленных вновь планов городов, проектов новых разделений губерний и уездов, предположений о гор. доходах и расходах и рассмотрение, в хозяйственном отношении, предполагаемых по ведомству Министерства внутренних дел новых зданий.
Основанием статистических работ, поручаемых Канцелярии Статистического отделения, служили сведения, получаемые из департаментов Министерства и от начальников губерний. Правилами предусматривалось, что при производстве статистических работ чиновники должны были всегда начинать историческим обозрением прежнего состояния описываемой им части, для сравнения его с настоящим. К тексту описаний, когда нужно, прилагались табл. Этими же Правилами, утвержденными 20 дек. 1834, во всех губернских городах учреждались статистические комитеты, под председательством гражданских губернаторов. Губернский статистический комитет собирал сведения, проверял их, приводил в единообразный порядок, вносил их в табели по полученным от Статистического совета Министерства формам либо составлял по этим сведениям точные описания губернии в целом или отдельно некоторых отраслей хозяйства, промышленности и торговли.
В 1837 была определена и оформлена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею ранее, был расширен, но социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний. И только в 1842 Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее данные о важнейших областях экономической жизни (народонаселение, сел. хоз-во, пром-сть, торг. и т.д.). В дореформенный период Статистический комитет, учрежденный при Министерстве внутренних дел по Высочайшему повелению 22 дек. 1852, 4 марта1858 получает наименование Центрального статистического комитета (ЦСК). ЦСК предоставляется право требовать статистические материалы по предметам, входящим в круг его действий, не только от Департаментов Министерства внутренних дел, но и от других высших Управлений. ЦСК подчиняются по вопросам получения необходимых для него сведений и проверки статистических работ, все губернские статистические комитеты, которым ЦСК должен был давать надлежащие наставления и руководства. Преобразование Статистического комитета при Министерстве внутренних дел в ЦСК свидетельствовало об официальном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Существующий при Министерстве внутренних дел по возложенным на него обязанностям и наделенным правам в части обеспечения Правительства информацией, получения данных, привлечения к работе представителей других ведомств, ЦСК утверждался как вневедомственный орган.
Развитию гос. статистики способствовало привлечение к практической деятельности известных статистиков. Статистическое отд. Министерства внутренних дел в 1835–52 возглавлял известный статистик К.И. Арсеньев. В 1857 в обстановке общественного подъема в России в Статистический комитет пришла группа квалифицированных статистиков, среди них – А.Г. Тройницкий, впоследствии возглавивший Статистический Совет ЦСК Министерства внутренних дел – А.Б. Бушен, много сделавший для становления статистики нас. в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов – Н.А. Милютин и др.
Пореформенный период (1861–1917) вошел в историю как период земской статистики. Огромный статистический материал, собранный и разработанный земскими статистиками, стал надежной основой глубоких исследований экономики пореформенной России, в первую очередь, русской деревни. Русской статистической науке этого периода была присуща глубокая теоретическая аргументация, ей принадлежала ведущая роль в разработке общей концепции математической статистики. В 1850-е гг. Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861. По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное нас. России, разработка данных о ценах на земли; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков. Проведение ряда крупных статистических исследований в 1840–50 послужило стимулом для развития статистической науки. Осн. историческая заслуг рос. статистиков этого периода –окончательное оформление и утверждение политико-экономического направления в рос. статистической науке. Теоретические разработки статистиков этих лет послужили надежной основой для конкретных статистических исследований.
Расцвет деятельности рос. адм. статистики связан с именем П.П. Семенова-Тяньшанского – известным географом, экономистом, статистиком, членом-экспертом редакционной комиссии по подготовке крестьянской реформы 1861, возглавлявшим ЦСК в 1864–75. В 1875–97 П.П. Семенов-Тяньшанский был председателем Статистического совета. В 1870 по его инициативе состоялся съезд статистиков правительственных органов – единственный в дореволюционной России.
Важнейшим событием этого времени стала перепись нас. Рос. Империи 1897 (до нее источником данных были ревизии), которой предшествовал длительный период подготовки. В 1862–97 было проведено 98 местных переписей нас. в городах (1869 – под рук. П.П. Семенова-Тяньшанского; 1881 и 1890 – Ю.Э. Янсона; 1882 – А.И. Чупрова, И.И. Янжула, А.С. Посникова). Всеобщая перепись нас. проводилась по состоянию на 9 февр. (28 янв.) 1897 под рук. П.П. Семенова-Тяньшанского. Учитывались три категории нас.: наличное, оседлое (постоянное) и приписное. Программа переписи включала 14 признаков, использовались три формы переписных листов. Перепись прошла успешно, ее результаты были опубликованы в двух томах «Общего свода по Империи результатов разработки всеобщей переписи нас., произведенной 28 янв. 1897» и отдельных томах по губерниям, областям, четырем городам. Начальный этап сов. статистики (1917–30) отличался исключительной интенсивностью: проводилось большое число специально организованных статистических переписей и обследований, плодотворно работали различные научные коллективы, был построен первый баланс нар. хоз-ва, совершенствовалась организационная структура гос. статистики. Плюрализм мнений, концепций, идей, критическое использование достижений зарубежной статистики характеризуют этот период.
Создание аппарата гос. статистики в РСФСР осуществлялось в соответствии с задачами планово-административной экономики страны. В июне 1918 на Первом Всероссийском съезде статистиков Декретом СНК было принято «Положение о гос. статистике» в соответствии с которым было организовано Центральное статистическое управление (ЦСУ) на правах народного комиссариата. На него возлагалась задача централизованного руководства как практической статистикой, так и развитием ее методологии. В губерниях, городах, уездах были организованы местные статистические учреждения. Т.о., создавалась единая централизованная система гос. статистики. Позднее, с созданием СССР (30 дек. 1922), были учреждены ЦСУ в союзных республиках, в т.ч. и в РСФСР, а также краевые, областные и районные управления.
ЦСУ РСФСР и его органы выполняли большую и важную работу. Уже в кон. 1918 была проведена Всероссийская промышленно-профессиональная перепись, в 1919 – выборочное обследование крестьянских хоз-в. Крупным событием в жизни гос. статистики первых лет сов. власти стало проведение в авг. 1920 сложнейшего комплекса Всероссийских переписей: демографическо-профессиональной переписи нас., с.-х. переписи и краткого учета пром. пр-тий. Эти переписи, проводившиеся по обширным программам, дали значительные сведения по демографическим, экономическим и социальным вопросам. Материалы переписи 1920 легли в основу разработки Гос. плана электрификации России (ГОЭЛРО). Самая значительная работа ЦСУ РСФСР – оригинальная, сложная в теоретическом, методологическом и практическом отношении разработка первого баланса нар. хоз-ва за 1923–24, составленного по постановлению Совета Труда и Обороны от 21 июля 1924. Применение балансового метода в анализе межотраслевых связей – одно из наиболее значительных достижений составителей первого баланса, которое в то время еще не вполне было осознано. Позднее эти идеи творчески развил В.В. Леонтьев в системе «затраты-выпуск»
В эти годы важнейшей задачей было возобновление текущей статистики, определение оперативной функции статистики, организация статистической отчетности, которая окончательно сформировалась в нач. 1930-х гг. и стала на длительное время осн. источником статистического наблюдения. С кон. 1920-х гг., по мере восстановления экономики, разрушенной гражданской войной, все более возрастала роль статистики как средства управления нар. хоз-вом, и это требовало совершенствования организации самой статистики. В 1926 была проведена реорганизация ЦСУ, а в 1927 было принято новое Положение о ЦСУ, направленное на повышение научного уровня статистической работы, усиление ее координации с работой плановых органов. Начавшийся период индустриализации стал и периодом интенсивного развития статистики пром-сти. ЦСУ РСФСР был проведен ряд крупных статистических исследований (обследование пром. пр-тий, перепись пр-тий легкой пром-сти и т.п.). Последующее развитие рос. статистики тормозилось созданием в 1930-е гг. административно-бюрократической системы, массовыми репрессиями, затронувшими в т.ч. лучших экономистов и статистиков (Н.Д. Кондратьева, А.В Чаянова., В.Г. Громана, О.А. Квиткина и многих др.). Претворение в жизнь идеологии жесткой плановой экономики и принятие первого пятилетнего плана поставило перед гос. статистикой задачу контроля за ходом его выполнения, а также своевременного обеспечения плановых расчетов статистическими данными. Это было осн. причиной реорганизации статистических органов. В 1930 статистические органы были слиты с плановыми, ЦСУ объединено с Госпланом. В Госплане СССР был образован сектор народнохозяйственного учета, который в 1931 был преобразован в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНХУ). Подчиненность органов гос. статистики Госплану СССР сохранялась до 1948. Проводимые в этот период мероприятия по реорганизации гос. статистики были связаны с попытками обеспечить более активную роль статистики в планировании и управлении нар. хоз-вом. С 1940 ЦУНХУ было преобразовано в УСУ при Госплане СССР. С этого времени до 1975 гос. статистику СССР возглавлял Старовский В.Н. – видный ученый, член – корр. АН СССР. Объединение органов гос. статистики с органами планирования имело отрицательные стороны. Несмотря на то, что улучшилась текущая статистика и текущее обеспечение плановых органов необходимыми данными, произошло сближение плановой и статистической методологий; был проведен ряд крупных работ, в частности Всесоюзные переписи нас. 1937 и 1939, подчинение органов гос. статистики органам Госплана привело к снижению роли статистики в гос. управлении. Осн. функцией гос. статистики стала оценка выполнения плановых заданий, меньше внимания уделялось глубоким аналитически статистическим работам. Статистики не всегда имели возможность объективно оценивать реальные экономические процессы. Новые потребности в совершенствовании гос. управления обусловили последующую реорганизацию гос. статистики. В годы Великой Отечественной войны статистика обеспечивала выявление и мобилизацию всех имеющихся в стране ресурсов для решения неотложных задач в условиях военного времени. Первостепенное значение приобрели срочные переписи материальных ресурсов, обследования и расчеты численности и состава нас., трудовых ресурсов, организация оперативной статистики о работе важнейших в военно-стратегическом отношении пр-тий и отраслей нар. хоз-ва. В первые послевоенные годы статистика сохранила осн. черты, присущие ей в военное время. После окончания войны и до 1947 было проведено 37 срочных переписей оборудования и материалов, ряд единовременных учетов рабочих и служащих по полу, возрасту, профессиям, зарплате. Возобновились ежегодные переписи скота, проводились переписи многолетних насаждений. Возросла роль статистики: развернулись балансовые работы, углубилась теория индексного метода, получили распространение экономико-математические модели и методы.
Новые потребности в совершенствовании гос. управления обусловили реорганизацию гос. статистики. Пост. Совета Министров СССР от 10 авг. 1948 № 3018 ЦСУ Госплана СССР было преобразовано в ЦСУ при Совете Министров СССР (в 1978 – ЦСУ СССР). ЦСУ РСФСР про- должало свою деятельность как республиканский орган статистики, занимающийся организацией статистической деятельностью на терр. РСФСР под рук. ЦСУ СССР до нач. 1992. В янв. 1959 была проведена первая послевоенная Всесоюзная перепись нас. СССР.
В 1956 в связи с ликвидацией пром. министерств и созданием совнархозов, руководивших пром-стью экономических р-онов, осн. разработки отчетности, которые раньше велись министерствами, стали выполняться органами ЦСУ СССР. Ведомственная статистика составляла только сводки и представляла статистическую отчетность по отдельным пр-тиям и учреждениям. Вслед за централизацией отчетности пром-сти и стр-ва в 1957 была централизована статистика других отраслей нар. хоз-ва, хотя управление в них не изменилось. Централизация статистики пром-сти сохранилась и после воссоздания пром. министерств в 1964, поскольку возрос объем представляемых и разрабатываемых статистических данных, а также их детализация. Сосредоточение сбора и разработки отчетных данных в органах ЦСУ СССР потребовало дальнейшего укрепления всей системы гос. статистики – от районного звена до центра и решительного усиления механизации статистических работ. В областных статистических управлениях были созданы вычислительные центры (машиносчетные станции), в адм. р-онах – машиносчетные станции, которые затем были слиты с инспектурами гос. статистики в один низовой статистический орган – районную информационно-вычислительную станцию (РИВС).
Со второй пол. 1950-х гг. стали интенсивно развиваться в целом по стране и в отдельных республиках работы по балансу нар. хоз-ва. Широкое распространение получили отчетные межотраслевые балансы произ-ва и распределения продукции, которые, начиная с 1959 стали разрабатываться по широкой программе (120 отраслей) практически один раз в пять лет. С 1972 эти балансы по краткой програм ме (18 отраслей) составлялись ежегодно. В это же время возобновились публикации ряда статистических материалов: сообщений ЦСУ СССР об итогах выполнения народнохозяйственных планов, выпуск статистических ежегодников «Нар. хоз-во СССР», отраслевых и региональных статистических сборников. Статистическая наука в 1920–30 унаследовала традиции рос. статистики и существенно обогатила теорию статистики. Научные концепции формировались рядом научных школ и направлений (Методологический совет при ЦСУ, Интут экспериментальной статистики и статистической методологии, Ин-тут демографии АН УССР и др.). Лидировали стохастическая школа рос. статистики, сторонники статистикоматематических методов. Наиболее оригинальные результаты были получены в теории анализа динамики, конъюнктурных исследованиях. Была выдвинута теория больших циклов конъюнктуры, разрабатывались проблемы эконометрических прогнозов, межотраслевых балансов.
В рамках СЭВ с 1956 начали проводиться междунар. статистические сопоставления осн. стоимостных показателей развития нар. хоз-ва стран СЭВ за 1959, 1966, 1973,1978,1983. В 1932 при ЦУНХУ Госплана СССР организована первая фабрика механизированного счета. В 1967 был создан Вычислительный центр ЦСУ СССР (совр. назв. – Гл. межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Федеральной службы гос. статистики (ГМЦ Росстата), который осуществлял информационно-вычислительные работы в соответствии с планами статистических работ . В 1963 на базе существовавшей н.и. лаборатории ЦСУ СССР был создан НИИ по проектированию вычислительных центров и систем экономической информации (НИИ ЦСУ СССР) (совр. назв. – НИИ проблем социальноэкономической статистики (НИИ статистики) Росстата). В 1971 был образован Всесоюзный гос. проектно-технологический ин-тут по механизации учета и вычислительных ра бот (ВГПТИ) ЦСУ СССР(совр. назв. – Н.-и. и проектно-технологический ин-тут статистической информационной системы (НИПИстатинформ) Росстата).
В конце 1980-х гг. гос. статистика приступила к реализации принципиально нового подхода в оценке хоз. деятельности объединений пр-тий и орг-ций, исходя из условий управления на основе полного хоз. расчета, нового порядка составления планов экономического и социального развития, усиления роли качественных показателей, т.е. условий, связанных с периодом коренной перестройки управления экономикой страны. В этот период большое внимание уделялось совершенствованию экономического анализа и статистической информации, упорядочению отчетности и обеспечению ее достоверности, расширению гласности статистики, реорганизации и повышению роли статистических органов. Экономические преобразования в стране, начавшиеся после 1985, обусловили реорганизацию статистических органов. В 1987 ЦСУ СССР было преобразовано в союзнореспубликанский Гос. комитет СССР по статистике (Госкомстат СССР). Выполняя важные функции управления и гос. регулирования, Госкомстат СССР становится действенным инструментом принятия решений в области статистики на основе совершенствования форм и методов своей работы и структуры своей организации, адекватной изменившимся условиям социально-экономического развития страны. В этот период своего существования в системе гос. статистики под рук. Госкомстата СССР, несмотря на некоторые ограничения, были созданы образцы организации и ведения сплошной статистической отчетности, баланса нар. хоз-ва на единых организационных и методологических принципах, формы статистического наблюдения, многие из которых используются и сейчас, как не имеющие мировых аналогов. Для рассмотрения методологических вопросов статистики, учета и отчетности осуществлял свою деятельность научно-методологический совет Госкомстата СССР.
Начало 1990-х гг. совпало с прекращением существования СССР и созданием на его терр. самостоятельных государств. С этих пор Гос. комитет РФ по статистике (Госкомстат России) стал преемником накопленного сов. статистикой опыта в методологии и практике статистических работ. В соответствии со ст. 71 (п. «р») Конституции РФ официальный статистический учет был отнесен к исключительному ведению РФ. Госкомстат России, с дек. 1991 по март 2004, являлся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию полномочий РФ в области официального статистического учета и осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере гос. статистики. В его состав входили 88 терр. органов Госкомстата России: республик, краев, обл., автономных округов и автономной области, ГМЦ, н.-и. и проектно-технологический ин-тут статистической информационной системы, н.-и. ин-тут проблем социально-экономической статистики, учебные заведения (Межотраслевой ин-тут повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области учета и статистики, 22 колледжей и техникумов, 45 учебных центров).
За этот период была существенно изменена действующая система статистических показателей, создана система национальных счетов, положено начало междунар. сопоставлениям ВВП, приведены в соответствие с междунар. практикой показатели статистики цен, финансов, нас., труда, внешней торг., включая таможенную, бюджетную и банковскую статистику, заложена основа Гос. статистического регистра юридических лиц и их обособленных подразделений, а также Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.
Одним из гл. направлений статистической деятельности Госкомстата России была подготовка, проведение Всероссийской переписи нас. 2002, а также выполнение комплекса мероприятий, направленных на получение информации по широкому кругу демографических и социальных показателей на базе данных этой переписи. Важным аспектом деятельности Госкомстата России стало внедрение системы национальных счетов (СНС), связанное с переходом России на рыночные отношения и вхождением в мировое сообщество. Работа проводилась с 1991 в рамках рассчитанной на 1993–95 гос. программы перехода РФ на принятую в междунар. практике систему учета и статистики, благодаря которой к 1995 удалось получить новую статистическую информацию о произ-ве продукции и ее использовании, образовании, распределении и перераспределении доходов, придать показателю ВВП статус осн. характеристики национальной экономической деятельности. Методологические и координирующие функции в этой работе были возложены на Госкомстат России. С 1995, региональными комитетами по статистике по единой методологии, разработанной в Госкомстате России, начали осуществляться расчеты показателя
«Валовой региональный продукт» (ВРП). Эти показатели не повторяют показатели национальных счетов федерального уровня, но сопоставимы с ними и позволяют проводить региональный анализ в соответствии с общим направлением развития рос. макроэкономической статистики и междунар. стандартами. Одной из наиболее актуальных в РФ была проблема отражения в СНС ненаблюдаемой (нерегистрируемой) экономики. С 1995, Госкомстат России начал рассчитывать макроэкономические показатели с учетом экономики, не регистрируемой прямыми статистическими методами.
Активно развивалась в эти годы статистика предпринимательской деятельности, а также торг. С 1999 в России начинают проводиться структурные обследования пр-тий, охватывающие пром., строительные и торговые орг-ции (кроме субъектов малого предпринимательства), а с 2002 обследование распространяется на орг-ции всех отраслей экономики. С 1995 проводится статистическое наблюдение за субъектами малого предпринимательства с квартальной периодичностью и использованием выборочного метода и упрощенного вопросника. Такой метод обеспечивает оперативность, минимизирует нагрузку на пр-тия, но вместе с тем не обеспечивает в полной мере отслеживание динамичных и структурных изменений в развитии малого предпринимательства. В связи с этим возникает необходимость периодического проведения сплошных обследований, которые позволяют учесть произошедшие в развитии малых пр-тий изменения, а также получить информацию об осн. проблемах этого развития. В 2001 Госкомстат России провел сплошное обследование малых пр-тий, которое явилось первой крупномасштабной экономической переписью, осуществленной в последние годы. Интенсивно развивается другая составляющая малого предпринимательства – индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Госкомстат России осуществлял мониторинг деятельности индивидуальных предпринимателей на выборочной основе.
Важный аспект статистики – обследование нас. по проблемам занятости, которое является единственным источником информации, позволяющим производить одновременно измерение занятых экономической деятельностью, безработных и экономически неактивных лиц в соответствии с критериями МОТ и оценивать реальные размеры безработицы как в целом по стране, так и по каждому субъекту РФ.
Начиная с 1999 в программу обследования нас. по проблемам занятости введен дополнительный раздел, на основании которого разрабатывается информация о занятости и трудовых затратах по произ-ву в домашнем хоз-ве продукции сел., лесного хоз-ва, охоты и рыболовства, как для реализации, так и для собственного потребления. Эти и другие вопросы перестройки всей системы гос. статистики практически были решены в рамках Федеральной целевой программы «Реформирование статистики в 1997–2000 гг.». Т.о., деятельность Госкомстата России способствовала развитию новых статистических работ. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 Госкомстат России был преобразован в Федеральную службу гос. статистики (Росстат). Исторический опыт строительства рос. гос. статистики раскрывает целый ряд общих тенденций и характерных признаков, представляющих интерес для ее дальнейшего развития. Совр. гос. статистика – составной элемент системы гос. регулирования, значительно усиливается ее интегрирующая функция в создании информационной инфраструктуры общенационального масштаба.

Источник: Энциклопедия статистических терминов. т.3. Организация официальной статистики.