ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (ИКН)

Найдено 1 определение
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ (ИКН)
целостное культурное пространство, обладающее информационным потенциалом, представляющим ценность для живущих и будущих поколений, являющееся одним из важнейших ресурсом преемственности в развитии общества, страны и региона. Идея сохранения ИКН появилась в Западной Европе около 1500 г. как «увлечение древними сооружениями». В России термин «наследие старины» появился при Петре I. Под «наследием старины» понималось по началу то, что относили к «вещественным свидетельствам истории». Впоследствии представления о наследии детализировались, углублялось и понимание сущности наследия, расширялся круг понятия. Наследие обрело смысл своеобразного духовного моста, связывающего прошлое и настоящее, его стали воспринимать как «явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей» (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова, М.,1984). К ИКН постепенно стали относить музыкальную культуру и литературные источники, отдельные архитектурные сооружения, а позже архитектурные ансамбли, и целые исторические города. В России архитектурные объекты впервые были причислены к памятникам в официальных документах в 1822 г. Понятие «памятник истории и культуры» в официальных документах появилось у нас в конце 1950-х – начале 1960-х, когда в СССР стали возникать республиканские общества охраны памятников. Отечественные исследования недвижимого культурного наследия включают три группы и, соответственно, три области исследования: 1) изучение различных практик по сохранению и использованию объектов наследия; 2) выявление места наследия в современной инфраструктуре поселений; 3) изучение свойств собственно наследия. Первая в мире национальная общественная организация по сохранению наследия была учреждена в 1844 в Норвегии. Позднее аналогичные организации появились в США и Британских островах. Впервые в мировой практике вопрос об ответственности государств за сохранение ценных объектов мировой истории и культуры был поднят в рамках гаагских международных конференций 1899 и 1907г.г., созванных по инициативе России. Тогда впервые была признана необходимость защиты памятников культуры от военных действий. Важное значение имело принятие ЮНЕСКО в 1954 г. в Гааге «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В этом документе было введено понятие «культурные ценности», на основе которого стала складываться международная система охраны памятников. Было предусмотрено ведение Международного реестра культурных ценностей, ставшего прообразом Списка всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1972 в Париже генеральная конференция ЮНЕСКО принимает «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия», основного документа глобальной политики в сфере сохранения наследия. ИКН, с точки зрения его ценности, подразделяют на две группы: 1) объекты, имеющие лишь социальную и культурную ценность; 2) коммерческие объекты. На определенном этапе исследователи стали разводить понятия «наследие» и «памятник». В.А. Веденин, например, предложил считать памятник одним из видов хранения информации о прошлом, тогда как наследие он видел, как целую систему интеллектуально-духовных и материальных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями. Памятник, по его мнению, подразумевает ориентацию на сохранение памяти о прошлом, на воспоминания. Ему в большей степени отвечает режим заповедания. Наследие же предполагает активное использование – переинтерпретацию и включение в современную жизнь. Сегодня культурное наследие, наряду с природными богатствами, является средством формирования национального самосознания и внешнеполитического уважения. Условием конвертации социального и культурного капиталов ИКН в экономический капитал, является отнесение того или иного государства к постиндустриальной цивилизации, которая признает необходимость сохранения и эффективного использования наследия. В социологии управления ИКН выступает как объект управления и предмет исследования. См. также: Социально-историческое исследование
Лит.: Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России // Актуальные проблемы сохранения культурного и природного наследия. М., 1995; Доверительное управление культурным и природным наследие в России: прецеденты, аргументы, документы. М., 2005; Кулемзин А.М. Правильное определение предмета памятникоохранительной деятельности – начало ее успеха // Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1. Омск, 1999; Линч К. Образ города. М., 1982; Правоторов А.А., Гусарченко В.Л. Город и наследие. Новосибирск 2002; Dehio G. Denkmalschutz und Denkmalpflege im neunzehnten Jahrhundert // Kunsthistorische Aufsatze. Munchen-Berlin, 1914.Быков К.В.Проблема сохранения историко-культурногонаследия города с позиции клавных архитекторов малых городов.//Социология управления: фундаменталтное и прикладное знание. Отв. Ред. А.В. Тихонов М.,”Канон+”,2014. К.В. Быков

Источник: Социология управления. Теоретико-прикладной толковый словарь.