Избирательное чтение

Найдено 1 определение
Избирательное чтение
Вибіркове читання. Selective reading. Реакции читателей на тексты, которые, как правило, имеют адресный характер и предполагают определенное воздействие на настроения и действия индивидов и групп. Учитывая, что тексты всегда полисемичны, С. Холл (Stuart Hall) – (чернокожий англичанин, выходец из Ямайки, один из основателей так называемого культурологического поворота в социологии) – предложил для описания данного феномена термин "избирательное" или “предпочтительное чтение” (Preferred reading), который, по его замыслу, должен объяснять процесс приведения читателем в соответствие смысла текста (сообщения) с господствующей идеологией. Понимание смысла текста, согласно такому подходу, зависит от культурной подготовки (опыта чтения), а эта подготовка объясняет, то, почему одни люди принимают заданное прочтение текста, другие нет. Иными словами, проблема понимание смысла текста – это проблема способности раскодирования закодированного в нем заданного (закодированного) смысла, рассчитанного на предусмотренное автором текста его восприятие. Но если общество структурировано, то тексты строятся таким образом, что бы представители различных социальных групп, знакомясь с ними, начали ориентирваться на группу, в интересах которой создан данный текст. Этот вывод поставил проблему оппозиционного декодирования. Это значит, что индивиды, идентифицирующие себя с различными социальными группами, могут и должны научиться воспринимать тексты, ориентируясь на возможные для них оследствия от функционирования этих тестов в обществе. Идея И. ч. дала возможность Стюарту Холлу выявить расовые предрассудки, распространяемые английскими СМИ, которые не воспринимались коренными английскими гражданами как именно предрассудки.
В дословном переводе термин И. ч. не совсем точно отражает содержание изучаемого феномена, потому что в действительности, он может иметь многоаспектный характер. Избирательный характер имеют и художественные предпочтения, которые определяют выбор жанров, тем, авторов и т. д., и восприятие любой информации, что определяется ориентацией на значимые ценности, методологические, идеологические, политические и другие ориентации. Иными словами, термин чтение может интерпретироваться достаточно широко. И. ч. может выражаться: а) в отклонении определенных изданий, программ и т. д.; б) избирательности восприятия содержащихся в них фрагментов информации. Критерием для такой избирательности является их значение (положительное или отрицательное) для индивида или группы. Поэтому С. Холл и выделил два вида реакции людей на тексты: оппозиционная (сопротивление навязываемым им значениям) и обусловленная (негоциируемая), когда принимается одно и не принимается другое. И все же, И. ч. имеет более сложную структуру. Его можно классифицировать на: а) обусловленное (негоциируемое), т. е. зависящее от неопределенных установок, настраивающих на принятие одного и неприятие другого; б) обусловленное, зависящее от определенных установок (например, методологического порядка, что следует отличать от предубеждения как некритического восприятия информации); в) безусловное оппозиционное (равное абсолютному неприятию, которое может выражаться в критическом и некритическом восприятии, равному предубеждению); г) безусловное положительное, т. е. воспринимающее все, безотносительно от значения, например, только потому, что “оно наше”. См. также Идеологическая функция искусства, Полисемия, Социология чтения и Предубеждение.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011