(internet audience measuring, вымярэнне iнтэрнэт-аудыторыi) — определение численности и социально-демографической структуры аудитории интернета в целом или отдельных интернет-сайтов (ресурсов, сервисов). Как и измерение аудитории традиционных СМИ, может осуществляться опросными и технометрическими (аппаратными) методами. Опросы с целью измерения интернет-аудитории в целом проводятся офлайн и предполагают использование репрезентативной выборки населения. Такие опросы осуществляют государственные статистические службы, а также медийные, маркетинговые и социологические агентства. Опросный метод позволяет не только фиксировать социально-демографические характеристики респондентов или членов домохозяйств, но также задавать вопросы, касающиеся использования интернета и отдельных сайтов — как часто, с какой целью, сколько тратит времени, какие ресурсы обычно посещает, какими сервисами пользуется и т. п. Государственные статистические службы большинства стран (в частности Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, Национальный статистический комитет Республики Беларусь) ежегодно публикуют статистические сборники, посвященные развитию информационно-коммуникационных технологий, в том числе изменениям интернет-аудитории. Международная статистика, например данные Международного союза электросвязи, базируются на данных национальной статистики. Главным недостатком статистических публикаций является хроническое отставание от быстро развивающейся отрасли — статистические данные всегда относятся к году, предшествующему году публикации; — и они могут затрагивать только небольшое количество наиболее популярных сайтов. Данные частных исследовательских агентств более оперативны, могут касаться разнообразных сайтов, более широкого круга проблем, но далеко не всегда публикуются, тем более в полном объеме. В любом случае, опросные измерения аудитории осуществляются периодически, в то время как владельцам ресурсов обычно важен круглосуточный мониторинг (см. также: мониторинг социальных медиа). Наиболее универсальным технометрическим подходом является веб-аналитика, позволяющая правильно определить общее количество посещений ресурса и отследить «лояльных» и «новых» посетителей на основе IP-адресов или «куков» (cookies). Главной задачей и преимуществом данного подхода является непрерывный мониторинг аудитории; основным недостатком — невозможность различить нескольких пользователей одного IP-адреса (компьютера дома, в библиотеке, университете и др.) и опознать пользователя, использующего несколько устройств для выхода в интернет. Данный недостаток теряет актуальность по мере распространения персональных устройств доступа в интернет — планшетных компьютеров и в особенности смартфонов. Некоторые интернет-сервисы предлагают счетчики бесплатно (например Google Analytics, Яндекс. Метрика, HotLog и др.). Однако счетчики могут и продаваться, если имеют более удобный интерфейс, разнообразные методы классификации посетителей, специализируются на некоторых специальных задачах (например VemCount, CNStats STD и др.). Вся информация, поставляемая счетчиками, обновляется в режиме реального време ни и может быть представлена графически (см.: инфографика). Для получения более подробной информации о лояльных посетителях используются процедура авторизации и / или «кабинет пользователя», посредством которых пользователь может получить информацию о своей предшествующей деятельности на данном ресурсе, использованных материалах и др.
Литература Индикаторы информационного общества: 2013. Cтатистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. Информационное общество: тенденции развития в субъектах Российской Федерации: статистический сборник. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. Информационное общество в Республике Беларусь: статистический сборник. Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. Measuring the Information Society, 2013 / International Telecommunication Union. Place des Nations CH-1211 Geneva Switzerland. О. Терещенко
Измерение интернет-аудитории
Измерение интернет-аудитории
Источник: Новые медиа-социальная теория и методология исследований. Словарь-справочник 2016