ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ
ИЗМЕРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ
доступные научному описанию количественные и качественные характеристики религиозности, отражающие различные аспекты религиозной жизни индивидов, социальных и демографических групп, населения в целом. По совокупности обнаруженных И. р., с учетом специфики их проявления и преобладания какого-либо из них в общем комплексе, формируется типология религиозности и производится классификация верующих. Наиболее простым И. р. является установление вероисповедной принадлежности индивида или группы. Однако оно не раскрывает дифференциацию в среде последователей той или иной религии, а также не затрагивает внеинституционатьных форм религиозности. Начиная с 1960-х годов, в социологических исследованиях религиозности получил распространение так называемый «многоизмеряющий» (multidimensional) подход. Чаще всего выделяются пять измерений («5-D»): 1) «идеология» (объем доктринальных предписаний религии, веровать в которые ее последователь считает необходимым); 2) «ритуалы» (количественная характеристика участия в богослужениях, обрядах религиозных и т. п.); 3) «интеллектуальность» (степень владения знаниями о вероучении, знакомства со священными текстами и другой религиозной литературой); 4) «переживания» (наличие и частота чувственно-эмоциональных реакций по религиозному поводу); 5) «последствия » (существование и проявления религиозной мотивации во внерелигиозных отношениях верующих). Каждому И. р. соответствует свой набор эмпирических индикаторов религиозности, содержащих признаки, присущие той или иной измеряемой позиции в конкретных религиях и конфессиях. Теоретики этого подхода (Глок, Старк, Уэйгерт и др.) выдвинули принцип комплексного исследовательского использования И. р., хотя не исключалась возможность анализа религиозности и по каким-либо отдельно взятым измерениям. Подразумевается, что количество устанавливаемых И. р. соответствует специфике мировоззренческих и практических аспектов изучаемой формы религиозной жизни (в одних случаях «идеология» может не обязывать к «ритуалам», в других - «ритуалы» не сопровождаются «интеллектуальностью » и т. д.). В возражениях оппонентов данного подхода (Ричард Клейтон и др.) указывается, что религиозность вполне возможно определить и по одному, фундаментальному измерению - наличию веры религиозной, без которого выявление всех остальных теряет научное значение. Кроме того, существуют варианты двух И. р. («благочестие» - присутствие религиозной веры и свидетельств религиозного опыта, «участие»-совершение практик религиозных, знание вероучения, включенность в жизнь общины религиозной), шести И. р. (религиозные «вера», «благочестие», «включенность», «знание», «ориентация», «значение» в повседневной жизни) и пр.
Источник: Социология религии. Словарь.