ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ
case study) — изучение отдельного факта либо ради него самого (например, определенного человека или забастовки), либо как примера или случая парадигмы общего явления, возможно, в качестве проверки общего суждения (подобно изучению Токвилем Америки, 1835—1840).

Источник: Большой толковый социологический словарь

Изучение случая
(англ. Case study) специфический метод получения эмпирических данных, исследовательская стратегия в изучении социальных явлений. Развитие практики изучения случая обозначило несколько подходов к определению исследовательской стратегии: 
1) определяет изучение случая как комплекс качественных методов, используемых на подготовительной стадии количественного исследования или на этапе интерпретации полученных количественных результатов; 
2) рассматривает изучение случая как самостоятельную исследовательскую стратегию, предназначенную для решения специфичного класса задач, которые не могут быть решены в рамках других стратегий (Р.К. Йин); 
3) определяет изучение случая как исследовательскую стратегию и соотносит ее с классическими принципами качественной понимающей социологии (И.М. Козина), ориентированной на получение знаний о глубинных механизмах изучаемого явления на примере отдельного случая, принимаемого как типичный или уникальный.

Источник: Социология организаций и управления. Словарь основных понятий.

ИЗУЧЕНИЕ СЛУЧАЯ
англ. Case study) - специфич. метод получения эмпирич. данных, исследовательская стратегия в изучении соц. явлений. Исторически И.с. восходит к методологич. опыту различн. наук и соц. практике. Одним из источников его формирования является медицина, где подробное описание индивидуальных историй протекания и лечения болезней позволяло накапливать и анализировать информацию о наиболее общих характеристиках отдельных видов заболеваний и в то же время учитывать сопутствующие, контекстуальные факторы и индивидуальные особенности изучаемых феноменов. С мед. традицией связана также практика психологич. исследований и консультаций, где в центре исследования была уникальность индивидуального случая, а накопление и сравнение этих случаев позволяло делать обоснованные обобщения и строить типологии. Другим источником формирования И.с. была практика соц. работы, активно развивающаяся в конце XIX - нач. XX вв. Соц. работники вели рабочие записи о своих подопечных (безработных, мигрантах, девиантах и т. п.), включая их биографич. рассказы, беседы о причинах отдельных жизненных неудач или соц. дезадаптации, о возможностях и путях соц. реабилитации, а также о конкретных практич. усилиях в этом направлении. Эти материалы стали использоваться социологами для анализа механизмов возникновения социально обездоленных слоев населения, их взаимодействия с об-вом и возможностей рационализации этих отношений. Третьим источником И.с. является метод монографии, (см.) в статистике, где изучался и описывался отдельный, единичный объект, к-рый рассматривался как типичный для определенной совокупности подобных единиц. Метод использовался для расширения возможностей интерпретации количественных результатов массового статистич. наблюдения. С И.с. связана традиция использования в истории и психологии метода биографического (см.), нарративных (повествовательных) источников, основанных на индивидуальных историях жизни. При этом изучение повествования о жизни отдельного человека основывается на понимании типичности данного единичного случая Для определенной соц. группы, об-ва, историч. периода или психологич. типа личности, психологич. состояния. В социологии формирование И.с. как исследовательской стратегии, предназначенной для решения специфических познавательных задач, обязано с работами школы чикагской (см.) 20-х гг., когда прибывавший в течение нескольких десятилетий большой поток эмигрантов и экономич. депрессия вызвали резкий рост безработицы, преступности, проституции, "алкоголизма, наркомании и др. видов девиации. В этот период создаются классические работы У.Томаса и Ф.Знанецкого о польских эмигрантах; о жизни преступника и формировании его криминальной карьеры (К. Шоу); об истории самоубийства (Р. Кевен). В конце 30-х и в 40-е гг. интерес к И.с. резко снижается в связи с ростом популярности массовых опросов, формализованных вопросников и количественных методов анализа. Редкие случаи обращения к стратегии И.с. сопровождаются попытками применения количественных методов анализа получаемой информации. Формулируются более строгие требования к сравнимости изучаемых случаев, ставится вопрос о репрезентативности данных И.с. по отношению к соц. группам, к более крупным общностям, обсуждается проблема пригодности данных И.с. для прогнозирования соц. процессов. Интерес к И.с. возрождается в конце 60-х гг. вместе с активизацией интереса к качественной социологии в целом. Теоретич. базой этого интереса явилось развитие постмодернистских течений соц. мысли, к-рое сопровождалось критич. рефлексией идеалов и норм научности, связанных с естественно-научн. традицией. Дискуссии 70-80-х гг. не привели к единому пониманию специфики И.с, но значительно снизили накал полемич. страстей, обратив внимание заинтересованных социологов на развитие практики И.с, и обозначили несколько подходов к определению этой исследовательской стратегии. Первый подход определяет И.с. как комплекс качественных методов, используемых на подготовительной стадии количественного исследования или на этапе интерпретации полученных количественных рез-тов. Другой подход рассматривает И.с. как самостоятельную исследовательскую стратегию, предназначенную для решения специфич. класса задач, к-рые не могут быть решены в рамках других стратегий (Р.К. Йин). Третий подход к определению И.с. как исследовательской стратегии соотносит ее с классич. принципами качественной понимающей социологии (И.М. Козина), ориентированной на получение знаний о глубинных механизмах изучаемого явления на примере отдельного случая, принимаемого как типичный или уникальный. Лит.: Батыгин Г.С, Девятко И.Ф. Миф о "качественной" социологии//Социологический журнал. 1994, №2; Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М., 1994; Козина И.М. Особенности применения стратегии "исследования случая" (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии//Социология: методология, методы, математические модели. 1995, №5-6; Копанка 25 лет спустя. М., 1965; Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: методология, методы, математические модели. 1995, № 5-6. О.М. Маслова.

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
646.30 кб

Экологическая игра «Счастливый случай» при изучении физики

Ермакова Елена Владимировна, Патрушев Андрей Александрович
В статье рассматривается применение экологического материала при изучении физики. Представленная разработка может быть использована учителями физики для подготовки уроков, внеклассных мероприятий.
Читать PDF
429.20 кб

Кейс-стади: "изучение случая" - технология инактивированного познания

Демидова Наталья Николаевна, Камерилова Галина Савельевна
В статье представлены теоретико-методологические основы инновационной технологии интерактивного обучения технологии кейс-стади.
Читать PDF
203.86 кб

Проблемы изучения распространенности и выявления случаев насилия над детьми

Е. Н. Волкова
Читать PDF
157.99 кб

Метод случайных многомоментных наблюдений в изучении бюджетов времени у птиц

Бардин Александр Васильевич, Ильина Татьяна Александровна
Второе издание. Первая публикация: Бардин А.В., Ильина Т.А. 1986. Метод случайных многомоментных наблюдений в изучении бюджетов времени у птиц // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 60-62.
Читать PDF
385.85 кб

Использование метода «Анализ случая» в процессе изучения динамики становления социальной зрелости у

Лопатин Андрей Рудольфович, Скрябина Ольга Борисовна
Образование XXI века развивается быстрыми темпами, появляются новые тенденции, одной из которых является стремление школы работать на становление социальной зрелости подрастающего поколения.
Читать PDF
176.80 кб

Что случилось с «Философским бумом»?: изучение российской философии в контексте американской славист

Де Бласио Алисса

Похожие термины: