центральное понятие целого ряда трактовок личности человека. Имеет богатейшую традицию в рамках философии. В самом общем виде «Я» — самость, т. е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании к-рой он отличает себя от внешнего мира и др. людей. Различаются индивидуальное (включающее биологическое, физическое, физиологическое и психологическое) и социальное «Я». В социологии «Я» означает осознанную принадлежность человека к опред. категории людей («социальная идентичность»), т. е. опред. аспект личности и ее самосознания. Имея множество характеристик, «Я» в целом включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким бы хотел себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя др.). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие. В становлении «Я» участвуют три осн. механизма: усвоение субъектом оценки его др. людьми, социальное сравнение с др. людьми, самоатрибуция (в первую очередь, самоанализ). К наиболее известным теориям социального «Я» относятся зеркального «Я» теория, теория социального сравнения и теория самовосприятия (Д. Бем). Наиболее полной моделью «Я» явл. т. наз. установочная модель, интегрирующая эмоционально-ощущенческие, поведенческие и ценностно-нормативные аспекты «Я».
Складываясь как отражение социальных оценок (мнений др. людей, рез-тов оценки продуктов своего труда, данных социального сравнения), социальное «Я» регулирует социальное самочувствие, настроение и поведение личности. Самооценка и самоуважение — наиболее важные регулятивные функции «Я». Подчеркивание отраженной, социальной природы «Я» отличает понятие «образ «Я». Оно подразумевает отказ от мн. филос.-умозрительных проблем сущности «Я», апеллируя к сравнительно более операциональному «образу «Я», что позволяет проследить истоки его становления, характер, отличительные особенности и проявления в поведении. Совр. наука трактует «образ «Я» как рез-т прежде всего интерсубъективного, диалогического («Я» — «ты» — «мы») взаимодействия людей в об-ве. Внимание к понятию «Я» в последние годы усиливается. Д. В. Ольшанский